В этом году по результатам ЕГЭ среди школьников края снова оказалось немало ярких звезд – стобалльников. Отличился не только краевой центр, где лидером всех итоговых таблиц стала учитель Елена Молчанова и ее шесть выпускников-химиков. В Ачинске 100 баллов по русскому языку набрала девочка из математического класса, а в Железногорске, возможно, живут трое будущих основателей киберимперии, подобной Гуглу.
Счастливые дети отпраздновали выпускные, а педагоги снова переживают о ЕГЭ, ведь в следующем году его будут сдавать новые ученики. О секретах чемпионской подготовки точно в стобалльное яблочко корреспондент «НКК» поговорил с учителями Вероникой Петренко и Светланой Волосатовой.
Первые 50
На прошлой неделе чествовали Елену Молчанову, учителя химии школы № 144 Красноярска.
С 2005 года она выпустила более 50 ребят, которые получили на ЕГЭ по химии высший балл. В прошлом году уникальный педагог подготовила 8 стобалльников по химии, и все они поступили в ведущие медицинские вузы страны. Все дети – участники олимпиад по химии. Педагог считает, что это помогает в подготовке к ЕГЭ:
– Учителям я советую не натаскивать ребят на экзамен. Лучше развивать мышление, объяснять и решать сложные задачи.
Путь Елены Молчановой к вершинам педагогики пролегал буквально через горы: в Узбекистане ей, химику по профессии, предложили пойти работать в школу. Потом она жила на Украине, и там попробовала готовить детей к олимпиадам. А в Красноярск учительница приехала с огромным опытом. Елена Робертовна отдает время и силы детям специализированных медико-биологических классов, которые открыты с 2011 года. Здесь учатся те школьники со всего города, кто мечтает стать врачом или заниматься фундаментальной медициной. Почти все поступают на бюджет в сильнейшие столичные вузы. Одна из ярких выпускниц Елены Молчановой – Анастасия Петроковская поступала в Первый Московский государственный медуниверситет им. И. М. Сеченова на специальность «врач-исследователь». Там был невероятный конкурс, но Настя набрала 307 баллов. Золотая медалистка сдала на 100 баллов не только профильную химию, но и русский язык.
Всего час в неделю
В западной столице края триумфатором первой волны ЕГЭ стала учитель русского языка и литературы МАОУ «Школа № 3» Светлана Волосатова. Работа ее выпускницы Анастасии Бегунович получила 100 баллов! Парадокс в том, что учитель работает с классами, которые углубленно изучают математику. То есть не гуманитарии погружаются в основы правописания, мира прозы и стихов, а так называемые технари. С ними непросто заниматься, но как раз среди них оказываются те, кто побеждает на олимпиадах по русскому и литературе. Учитель отмечает:
– Мне удается, что называется, повернуть к своему предмету, сделать их немножко лириками. Педагогу, который любит свою работу, ничего не стоит заразить любимым делом умных, любознательных детей. Я люблю русский язык, это мое призвание, область бесконечного познания и восторга.
Натаскивать на ЕГЭ – этот подход для Светланы в принципе невозможен:
– У меня всего один час в неделю для занятий. В классах с углубленным изучением математики все время отдается профильным предметам. Мне остается минимум, за который нужно успеть все. И я укладываю в этот час и повтор правил, и сочинения, и литературу. Настин класс оказался очень читающим. Ребята проявляли интерес к предмету, а я их поддерживала всеми силами. Мы много читали вслух, обсуждали. «Евгения Онегина» полностью прочли вместе, «Мертвые души» разбирали – ребята были в восхищении.
Талантливую Настю Бегунович заметили еще в 7-м классе, она очень хорошо чувствовала предмет, все подсказочки, «хитрушечки». Откуда знает? А у Насти мама училась в этой школе. Вот такая преемственность. Несмотря на все достижения по русскому, Настя собирается учиться на специалиста в технической области. «Все-таки вы меня, Светлана Николаевна, «домучили» до ста баллов», – сказала Настя классной учительнице. А та улыбнулась:
– «Домучила», потому что люблю детей, и плохих я не видела, хотя работаю уже больше 30 лет. Вот такое мне счастье выпало в жизни!
С атомным успехом
Железногорск празднует заслуженную победу: в наукограде снова хорошие результаты на экзаменах: две выпускницы сдали ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов, один отличился в ЕГЭ по истории, а в мире цифры еще лучше: три «стобалльника» написали ЕГЭ по информатике! Город поздравлял выпускников специализированного физико-математического атомкласса МБОУ «Гимназия № 91 имени М. В. Ломоносова» Михаила Набиуллина, Ярослава Уракова, Илью Козлова, а также их учителей Веронику Геннадьевну Петренко и Ирину Васильевну Сиротинину.
Учитель Вероника Петренко скромно отмечает, что хорошо подготовиться к сдаче экзамена позволила обычная школьная программа. Но мы-то знаем: атомный спецкласс, 3D-оборудование, самые умные компьютеры – как тут не стать Стивом Джобсом? Однако в атомклассе профильной является физика. Для нее и оснащены лаборатории. Что касается информатики, из преференций ребятам предлагаются только дополнительные часы. Все остальное – как у всех обычных школьников. По словам Вероники Геннадьевны, стобалльный результат не зависит полностью от учителя:
– Факторов много, и даже самая хорошая подготовка может не выстрелить на 100 баллов. Но мои дети много занимаются программированием, которого мало в базовом курсе информатики. А без него нет шанса хорошо сдать ЕГЭ.
Мне казалось, что отличники учат информатику, не покидая цифровой мир вообще. Но педагог поясняет, что первая часть – теория информатики – сдается письменно. Плюс некоторые задачи также надо уметь просчитывать, как говорится, вручную. И здесь максимально проявляется внимательность, собранность вне связи с компьютером. Вероника Петренко уверена, что «нарешивать» ЕГЭ не имеет смысла, это шаблонные задачи, типовые блоки. Их можно даже зазубрить, но любое изменение условий приводит к краху. А если ребенок спокойно ориентируется в материале, его не смутит смена формулировки или шаблона.
В этом году Вероника Петренко получила диплом министерства образования Красноярского края как педагог, успешно работающий с одаренными детьми – победителями краевого конкурса
От чего еще зависит успех? В мире информатики, где используются математические методы решений задач, расти нужно ежедневно: постоянно появляются новые схемы, алгоритмы. Если есть только база знаний, что называется, по учебнику, то, по мнению учителя, для высших оценок ее не хватит.