Вывести из-под удара Жизнь ребенка зависит от неравнодушия и ответственности взрослых

Вывести из-под удара Жизнь ребенка зависит от неравнодушия и ответственности взрослых

О правах ребенка в российском обществе громко заговорили полтора-два года назад. До этого под правами человека, в первую очередь, понимались права взрослого.

– Спросите: кто занимается проблемами детей? И вам ответят: комиссии по делам несовершеннолетних. И редко кто вспомнит, что название этого органа звучит как «комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав». Но это самое выпадение последней части из речевого обихода показательно, – считает заместитель губернатора Ольга Карлова. – Традиционно субъекты профилактики занимались прежде всего подростковой преступностью. Что касается жестокости по отношению к детям, в нашем обществе не выработано пока серьезных профилактических барьеров. Более того, наше общество слишком снисходительно к безответственности и халатности родителей. В итоге мы имеем неутешительные результаты. В первую очередь, это недопустимо высокая детская смертность в регионе.

Обратимся к статистике. В 2007 году в крае было зарегистрировано 3586 преступлений против несовершеннолетних. И до 2009 года ситуация мало изменялась. В первом полугодии 2010 года наметился положительный сдвиг – количество преступлений снизилось на 7 процентов к аналогичному периоду прошлого года, а преступлений, подпадающих под уголовную ответственность, против несовершеннолетних стало меньше на 12 процентов. Вместе с тем, эти преступления стали более тяжкими. За полгода произошло 22 случая убийств детей против 15 за этот же период 2009 года.
По словам Ольги Карловой, статистика в данном случае предельно точно характеризует тенденции, сложившиеся в обществе.
– Красноярский край стал одним из первых субъектов, где введен институт уполномоченного по правам ребенка. Но только в течение последних полутора лет этот институт стал динамично развиваться в крае: сегодня в 23 территориях уже есть такие уполномоченные, в остальных пока думают и ищут кандидатуры.

Если в отношении склонных к преступлениям и правонарушениям несовершеннолетних уже выстроена системная работа и четкий алгоритм действий комиссий по делам несовершеннолетних и защиты их прав и других субъектов профилактики, а потому в течение трех лет подростковая преступность в крае стабильно снижается, то в части защиты прав ребенка слаженную и кропотливую работу во многом еще предстоит организовать. Мы понимаем, где у нас болевые точки. Одной из них является кровная семья, в первую очередь та, где есть отчим или мачеха. Если приемная семья или жизнь детей с опекунами контролируется в установленном порядке, то кровные семьи для нас непроницаемы. И порой должен произойти вопиющий случай, чтобы, наконец, жестокость по отношению к ребенку заметили и приняли необходимые меры. Случается, что меры принимать уже поздно – ребенок погиб. Полномочиями, позволяющими изъять ребенка из семьи, если это необходимо, наделены местные органы опеки и попечительства, которые действуют на основании распоряжения главы, если жизни и здоровью ребенка что-либо угрожает. Но далеко не везде люди, от которых зависит безопасность, а то и жизнь ребенка, работают оперативно. То рабочий день закончился, то заявление соседей или врачей оформлено не так, то главы не оказалось на месте. Хотя в таких случаях счет должен идти даже не на часы, а на минуты.

О том, что цена халатности – жизнь ребенка, говорят недавние трагедии. Одна из них произошла в Минусинске. Гражданка Федорова В. В. была восстановлена органами опеки г. Минусинска в родительских правах в отношении младшего сына в январе 2010 года без учета привлечения ее в 2008 году к ответственности за причинение тяжких телесных повреждений ее старшему, тогда малолетнему сыну. Так как она была лишена родительских прав, судебные органы не направили документы на нее в органы опеки, а там никто не поинтересовался, почему вообще женщина была лишена родительских прав, почему ее младшенький вообще оказался в доме ребенка.
В квартире оказалось чисто, на кухне в холодильнике были продукты, импортное детское питание. Внешне благополучная мать забрала ребенка, а через несколько месяцев он погиб от ее жестоких побоев.

– В данном случае не надо быть прокурором, чтобы понять: допущена вопиющая халатность. За ней последует наказание – но ребенка не вернешь, – говорит Ольга Карлова. – Важный урок для органов опеки: нельзя судить о благополучии семьи только по материальному достатку. Надо помнить, что 40 процентов преступлений против несовершеннолетних произошло как раз во внешне благополучных семьях, то есть семьях, официально не признанных находящимися в социально опасном положении.

Краевая комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав под председательством Ольги Карловой вот уже полтора года не проводит заседаний в стенах администрации края. Или общекраевые селекторы, или выездные совещания в городах и районах. Нужно знать ситуацию на местах, а для этого 7–10 членов краевой комиссии перед совещанием выезжают во все организации системы профилактики: в молодежные центры и органы опеки, в больницы и центры социальной реабилитации, в школы и подразделения по делам несовершеннолетних УВД и много еще куда. Разговор на выездном заседании идет предметный, пофамильно обсуждаются трудные семьи – уж такой разговор и главе муниципального образования запомнится надолго.

– В отношении защиты детей наш девиз – предельная оперативность, – рассказывает Ольга Карлова. – Главное, как можно быстрее вывести ребенка из-под удара. Потом спокойно и по делу разберемся с родителями, почему это новорожденного без присмотра оставили и как часто они это делают. Наоборот, к сожалению, никак нельзя: цена волокиты слишком высока. В крае в первом полугодии 2010 года 12 случаев убийств новорожденных и лишь половина из них произошли в так называемых неблагополучных семьях.
Конечно, не везде ситуации в отношении защиты прав детей проблемные. Там, где алгоритм взаимодействия органов здравоохранения, образования, милиции выстроен более четко и мобильно, удается избежать трагических случаев.

– Многое зависит от спроса со стороны главы района или города. Там, где еженедельно заслушиваются все ответственные лица, налажено четкое взаимодействие – не только на бумаге, но и живое, заинтересованное, там в первую очередь мы фиксируем снижение негативной статистики.
Для того, чтобы ее системно снижать, считает заместитель губернатора, нужно больше заниматься собственно профилактикой, а не бить только по хвостам.
– Надо заниматься масштабным просветительством – это и означают в сущности «ювенальные технологии». Я согласна с теми, кто считает, что вопрос вмешательства в дела семьи – вопрос деликатный, но речь идет не о разрушении семей, а о том, чтобы всех взрослых вооружить знаниями о психологии детей и подростков, умением применять примирительные техники, снижать конфликтность. Тогда и разрушения семей не будет. Разве это плохо? Это именно просветительство, тренинги, психологические уроки, предполагающие активное включение всех участников в моделируемые ситуации.

Эффективность тренингов доказывает краевая практика: будущие усыновители, прошедшие психологическую подготовку, не возвращают детей обратно в детские дома.
– Родителей необходимо научить понимать мотивы подростка, распознавать склонность к конфликтам, депрессии и суициду, – говорит Ольга Карлова. – Ведь в конфликте всегда виноват тот, кто умнее. А мы, взрослые, часто вообще не умеем слышать других, тем более детей. Это показывает горячая линия по случаям жестокого обращения с детьми. За полгода было принято три тысячи триста звонков. В основном звонят подростки и спрашивают, как мне вести себя в школе с агрессивными сверстниками, каким образом найти общий язык с родителями. Звонков от родителей крайне мало. И это тоже о многом говорит. Родители у нас всегда выступают с позиции сильных, а значит правых. Такова историческая ментальность. Но договориться могут только равные.

Общественное сознание, ментальность… Любая проблема начинается в головах. И никакая халатность государственных органов не сравнится с халатностью самих родителей. Вспомним гибель маленькой Полины Мальковой. Сколько укоров прозвучало в адрес бездействующих милиции, мэра, губернатора. Но никто почему-то не подумал о том, что мать не должна была оставлять пятилетнюю девочку одну во дворе. Ведь в этом возрасте дети должны находиться под постоянным присмотром взрослых. Во Франции, если родитель не привел ребенка до 11 лет в школу за руку, к нему тут же будут приняты самые жесткие меры, вплоть до лишения родительских прав. В США, увидев на балконе маленького ребенка матери Анны Курниковой, бдительные соседи сразу позвонили куда следует. И были правы. У нас же мать двоих сгоревших детей в Емельяновском районе, скорее, жалеют, нежели осуждают. Но ведь они погибли потому, что она оставила их одних, без присмотра! Это ее вина. Целиком и полностью.
Беспечные, безответственные, равнодушные. Увы, это о нас. Часто ли мы задаемся вопросом, почему за соседней стеной раздается детский плач? Крайне редко. Чужая семья – чужие беды. Нас это не касается. В какой момент сложился этот менталитет невмешательства? Сейчас уже трудно сказать точно. Российское общество словно оглохло и ослепло к чужой беде. Результат глухоты и слепоты – высокий процент детской смертности, частые случаи жестокого обращения с детьми.

– Безусловно, одного или даже нескольких выступлений в СМИ недостаточно, чтобы совершить революцию в сознании общества, – говорит Ольга Карлова. – Тем не менее, не надо впадать в пессимизм. Не все так плохо. Уверена, что нам удастся выстроить четкий алгоритм действий специализированных органов. Строгие наказания за халатное отношение к своей работе тоже не пройдут даром. Жестокость по отношению к детям – это преступление против будущего. И мы будем это будущее защищать.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе
Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных