Сибирская казачья группа «Дуня» приехала в Красноярск прямо с гастролей. Артисты радовали своим творчеством жителей Крыма. Зал зажигал под лихие казачьи песни, пел вместе с «Дуней». А руководитель группы Алексей Сухов еще и подзадоривал зрителей: «Давайте поколбасимся, можно танцевать!».
Казачья группа с необычным названием давно известна в Красноярске – выступает на праздниках и фестивалях, приезжает на «Мир Сибири» в Шушенское. Для них до этой южной территории – рукой подать. Ведь родом «Дуня» из Минусинска.
Сегодня Сибирская казачья группа из Красноярского края известна по всей России, даже перед президентом выступала. Как удалось артистам из глубинки достичь таких успехов – мы разговариваем с руководителем «Дуни», директором Центра культурного развития Минусинска Алексеем Суховым.
— Алексей, как начинался ваш коллектив и откуда такое необычное название?
— Это было почти 20 лет назад. Мы все педагоги, работаем в Минусинске с детскими ансамблями «Сибиринушка», «Осинушка». И как-то попросила нас администрация учреждения съездить в Красноярск на краевой творческий конкурс среди учителей. Мы поехали и спели известную казачью песню «Дуня». Выиграли. А так как группы у нас никакой не было, на награде нам написали: «Дуня». После этого думаем: а почему бы не создать коллектив, который будет казачьи песни петь. И название взяли то, что нам написали.
— Почему именно казачью культуру продвигаете? Вы казаки?
— Мы все народники, даже барабанщик заканчивал институт как народник-баянист. И любим фольклорную песню. А какую культуру нам развивать, как не свою?! Казаки и Сибирь – вещи не разрывные. У нас у всех предки были казаками.
— Народные песни сложно исполнять современным певцам, ведь они складывались под определенные реалии жизни. Например, пели во время жатвы или во время свадебных обрядов…
— А что поменялось в жизни? Зависть не исчезла, желание завоевать, покорить – тоже нет. Сейчас как никогда нужна народная песня! Важно возвращаться к истокам и показывать, как богат мир, насколько мы разносторонни, интересны, как много живет в Сибири национальностей.
А наши предки пели, когда работали. И были здоровее нас, потому что у них работала диафрагма. Песня – это крик, он необходим не только животному, но и человеку. А мы сейчас ребенку говорим: «Тихо, не кричи». Обрядовая культура в большинстве своем потеряна. Мы все превратились в слушателя. Назовите хоть одного человека, который знает народные песни от начала и до конца.
— Приходится продвигать народную песню или она востребована у слушателей?
— Сейчас особый интерес к народной песне. Особенно у молодежи. Мы ко Дню Победы в Минусинске сделали большую постановку на базе группы «Дуня» — задействовали 400 артистов. Провели восемь концертов, и были полные залы, несмотря на достаточно высокую стоимость билетов. Люди сидели со слезами на глазах.
Знаете, когда я заметил интерес к народной музыке у молодежи? В марте этого года. 10–12 лет назад дети, надевая народные костюмы, стеснялись их. А сейчас носят с гордостью. Это значит – мы не зря на сцене стоим, не зря коллективы ездят с концертами, не зря работает Центр народного творчества.
В Красноярском крае очень развита народная культура. Нам может позавидовать Московская область. В академии Гнесиных поют песни Красноярского края, которые собирали фольклористы. Этим не могут похвастать другие регионы нашей страны.
— А как вы выбираете песни для исполнения?
— Мы поем и военные песни, и лирические. Но прежде всего – казачьи. Бывает – услышим где-то. А какие из экспедиции привезли. Мы с ребятами ездим по староверческим деревням, собираем фольклорный материал. Иногда бывают такие интересные песни – с солью. Однажды нам бабушка в отдаленной деревне спела городской романс «Исповедь проститутки».
Сейчас у нас мечта доехать до деревни староверов в Туве. Но туда — либо по воде на лодках, либо по воздуху. Конечно, мы эти песни стилизуем, чтобы привлечь внимание молодежи.
— Никогда не хотелось уехать из Минусинска? Это же провинция, а ваш коллектив отлично принимают даже в столице.
— А что нам мешает сесть в самолет и полететь на гастроли? Я считаю неправильным центропупизм, который у нас существует. Почему все стремятся в Москву? Работы больше? Денег? Но это средство после себя что-то оставить. Кто-то храмы строит, кто-то детские дома, а мы вкладываем в наш коллектив – приобретаем новое оборудование, чтобы дети смотрели на нас и говорили: «Как круто жить в России!». Зачем нам Москва или Гарвард? У нас такая природа – красота! В Минусинске уникальные климат, природа, люди. Я захожу в магазин, мне говорят: «Купил билет на твой концерт». И здесь я не имею права халтурить. Ведь мне держать ответ перед зрителем.
Мы живем по принципу: где родился, там и пригодился. Надо на своем месте делать дело.
— А что такое казак с вашей точки зрения? Каким показываете его в песнях?
— Это человек, которого не сломить никогда и ничем. Воин, который защищает свой дом, свою землю. Он стоит за Родину. И наш коллектив идет вперед, его не остановить.
— Вы только вернулись с гастролей в Крыму. Как обстановка на юге?
— Мы выступали в Симферополе и Севастополе. Знаете, чувствуешь себя тревожно, когда над тобой летают полностью снаряженные истребители, а на рейде стоят боевые крейсеры. Местные жители к этому относятся спокойно.
И для нас это было не так дико после гастролей в Луганске, которые мы давали в конце 2021 года. Мы выступали в концертном зале, а через дорогу здание бывшего Гестапо, где сидел Гитлер. Мы пели песню «Журавли». И только заиграл рояль, все люди в зале встали.
Это было еще мирное время. Относительно. Шли обстрелы. Когда сидишь в гостинице на шестом этаже и начинает выть сирена – не знаешь куда бежать. А главное – понимаешь, что не добежишь до убежища. Выхода просто нет.
Отъезжаешь от здания правительства полтора километра – и попадаешь в другой мир, где нет мостов, все разрушено. Ходят военные и спрашивают — что ты здесь делаешь. В те дни, когда мы приехали в Луганск на гастроли, сняли комендантский час. Но концерты начинались в 17 часов, чтобы к 19 уже закончиться. Вечером на улице никого. А дети здесь не гуляют даже днем.
Самое печальное, что для ребятишек, которые живут в Луганске, все это нормально. Целое поколение детей выросло в условиях войны. Другого мира они не знают. Это у взрослых в глазах ужас и надежда на Россию.
Если кто-то считает, что не нужно защищать Донбасс, съездите – посмотрите, как там живут! Если бы ваши дети выросли в такой обстановке, вы говорили бы по-другому.
— Какие планы у группы «Дуня»?
— Сейчас записываем новый альбом – уже пятый. Он интереснейший с точки зрения технологий. У нас в Минусинске хорошая студия звукозаписи – мы сами ее оборудовали. Теперь к нам приезжают на запись даже вокалисты из Москвы.
Все лето будем на гастролях: на День народного единства снова едем в Крым и, возможно, в Луганск. Затем Новокузнецк, Иркутская область, Кодинск. В следующем году хотим привезти в Красноярск свой большой концерт к Дню Победы.
А еще – дать концерты в своем родном городе Минусинске. Несмотря на то, что «Дуня» существует уже 20 лет, первый наш концерт в родном городе прошел только в марте 2022 года. Не было большой сцены. Но благодаря правительству края и министерству культуры в Минусинске построили прекрасный Центр культурного развития с залом на 500 мест. На юге Красноярского края это самая лучшая сценическая площадка.
Фото предоставлено dunya-group.ru и пресс-службой «Красноярскэнергосбыт»