«Я слышал рокот космодрома!»: корреспондент НКК — о поездке на Байконур

«Я слышал рокот космодрома!»: корреспондент НКК — о поездке на Байконур

До старта остается пара десятков минут. Ночь быстро накрывает казахскую степь. Большая Медведица висит почти над головой. Толпа за ленточкой охвачена радостным волнением. Мы стоим километрах в полутора от пусковой площадки и всматриваемся туда, где виднеется красавец «Союз», стройный, как кипарис.

Ракета ярко освещена прожекторами, отсюда она как на ладони. Стоит и клубится паром, словно горячая лошадь на скачках, готовая рвануть вперед по свистку…

Дорога на Байконур

И вот кабель-мачты плавно отходят от ракеты, будто руки, выпускающие ее из объятий: лети! Команды «пуск!» никто не слышит. Просто в назначенное время под ракетой начинает что-то происходить. Вспыхивает пламя, раздается нарастающий рокот, стартовая площадка окутывается дымом – он оранжевый от пронизывающего его огня…

Будьте осторожны со своими желаниями – они имеют свойство сбываться, – всплывают у меня в голове строчки из Булгакова.

Группа журналистов, победителей конкурса «Ростелекома» «Вместе в цифровое будущее», на Байконуре

Прав был классик: если чего-то очень долго хотеть, оно сбудется. С тех пор как выучил буквы, я интересуюсь космосом. Еще застал то время, когда люди жадно читали биографии космонавтов в газетах – их крупные фото печатались на первых полосах. Каждый запуск был событием для страны. Всю жизнь мечтал увидеть, как взлетает ракета с космодрома. А то все по телевизору… Буквально до нынешнего лета мечта казалась несбыточной. Но в июне получил неожиданное приглашение в Москву от компании «Ростелеком», где был приятно удивлен: в числе еще восьми коллег из разных регионов России оказался победителем журналистского конкурса «Вместе в цифровое будущее», который компания проводит уже не первый год.

Тогда, в июне, всех финалистов организаторы свозили на экскурсию в Звездный Городок, где мы увидели, как готовят космонавтов. А для восьми победителей был приготовлен главный, просто царский приз: в начале сентября мы в сопровождении сотрудников «Ростелекома» отправились в пятидневный тур на Байконур, чтобы стать свидетелями запуска пилотируемого космического корабля.

Дорога на космодром оказалась сложней, чем представлялось. Сбор группы был назначен в Москве, куда из Сибири еще надо добраться. Из столицы – утомительный ночной перелет в Астану, в международный аэропорт имени Назарбаева. Оттуда еще часа полтора лететь в Кызыл-Орду казахскими авиалиниями. Затем четыре часа на микроавтобусе до Байконура – города и космодрома. В общем, туда-обратно пришлось сменить шесть самолетов. До этого думал, что на космодром из Москвы летают прямые рейсы, ведь на Байконуре есть две ВПП.

Летают. Но не для всех. Это служебные аэродромы и служебные рейсы. Для тех, кто летит строго по работе: космонавты, специалисты отрасли, руководство «Роскосмоса».

А туристы добираются в космический город на перекладных. И жены космонавтов – тоже. Например, Светлана Овчинина, которая приехала провожать мужа, командира экипажа, летела с детьми через Оренбург. Мы с ней увиделись в Байконуре и мило пообщались.

Поездка на Байконур – это множество интересных встреч. На улице здесь можно запросто встретить космонавтов, членов их семей. Например, Светлану Овчинину, жену командира корабля, на запуск которого мы приехали посмотреть, и сына космонавта Артема. Они тоже провожают мужа и папу. Светлана рассказала, что в качестве индикатора невесомости Алексей Овчинин взял с собой на борт игрушку – собачку Персика, это копия их домашнего любимца-корги

В Кызыл-Орде нас встречает представитель байконурской туркомпании очаровательная Луиза. Она рассказывает, что наплыв туристов на космодром бывает два раза в год, в мае и сентябре, когда происходят запуски пилотируемых кораблей: космонавты сейчас работают на МКС вахтами по полгода. Некоторые – по году. Когда запускают грузовые корабли, народу практически нет, хотя сам процесс выглядит не менее зрелищно. К 11 сентября, когда полетит наш «Союз», на Байконуре ожидается до тысячи туристов.

За окном микроавтобуса проплывает жаркая казахская степь, ровная как стол. Впрочем, кусты и деревья в ней растут. Кое-где по степи струятся арыки, маленькие речушки. Вдоль них жизнь: фруктовые сады, зелень, пшеничные поля. Села с хорошими каменными домами, ухоженными огородами. Пасутся стада коров и лошадей. В полях работает современная техника. Через всю степь проложены неплохие дороги с удобными, размашистыми развязками – место не экономят, его много. Первое впечатление о Казахстане положительное: люди здесь живут хорошо.

По мере приближения к Байконуру степь становится все более голой, она сменяется полупустыней. Да, если вы не знали, главный наш космодром расположен не в степи, а в полупустыне. Растрескавшаяся земля, редкие кусты саксаула, верблюжья колючка…

Космодром Байконур находится в полупустыне

Чужие здесь не ходят

На въезде в Байконур КПП, военные. Строгая проверка документов. Въехать в город любой желающий не сможет – он по-прежнему закрыт. Нужно приглашение от родственников или просто проверенных людей, которые здесь живут и работают. Но если ты попал в город, это еще не значит, что попадешь на космодром. Из посторонних туда пускают только туристов через аккредитованные турфирмы. Путевка стоит как крыло самолета. Вариант «у меня брат на стартовой площадке работает, хочу посмотреть» не пройдет.

От города до космодрома километров 30. Там еще один КПП. Да и просто в степи на территории Байконура полиция может остановить машину: кто такие, куда едете?

Здесь все объекты называются «площадками». Даже сам город – тоже площадка номер какой-то. Площадок таких на космодроме десятки. Кислородный завод – площадка. Аэродром – площадка. Все это разбросано по степи на приличном расстоянии друг от друга.

Там, на горизонте, наша гостиница. Хорошая, уютная, со всеми удобствами. Только вокруг немного пустовато…

Нашу группу поселили в гостиницу, которая расположена не в городе, а прямо посреди космодрома на площадке № 72. Вполне приличный отель, минимум две звезды. Вокруг полупустыня.
На горизонте – монтажно-испытательный корпус, какие-то вышки. Верблюды гуляют вокруг отеля. Они здесь как наши коровы – неторопливо переходят шоссе, не обращая внимания на машины.

Казахская территория, которую занимают город Байконур и одноименный космодром, находится у России в аренде до 2050 года. Формально город относится к Московской области. У тех, кто родился здесь, в свидетельствах и паспортах так и написано: Московская область, город Байконур. Здесь две полиции, российская и казахская. В магазинах, на рынках расчеты и в рублях, и в тенге.

Эта аллея называется здесь «Арбатом» — любимое место для прогулок у байконурцев

Туристам здесь есть что посмотреть. Их возят по объектам, большая часть которых составляет славу советской и российской космонавтики: гагаринский старт, командный пункт «Энергия – Буран», стартовый комплекс «Протонов», «Пятый измерительный пункт» – здесь установлены антенны, которые работают по дальнему и ближнему космосу и обеспечивают точную телеметрию для космических аппаратов. Причем на этой площадке можно увидеть как старые антенны, выведенные из работы, так и современные, компактные, которые пришли им на смену. Но старые почему-то не демонтируют.

«Гагаринский» старт. Сюда непременно возят всех туристов.

Самый крупный в мире космодром раскинулся на 6 717 квадратных километрах: это три Москвы. Квадрат примерно 82 × 82 км. На этой территории проложено 470 км железнодорожных путей, 1 281 км автомобильных дорог. Действуют 13 монтажно-испытательных корпусов, в которых размещены 34 технических комплекса для предстартовой подготовки ракет-носителей, космических аппаратов и разгонных блоков, а также заправочные станции для заправок космических аппаратов.

Именно с этой площадки ракета с первым космонавтом Земли улетела в космос. Говорят, «гагаринский» старт проектировался и строился в расчете на 10 запусков. А произвели их отсюда более 500. Умели строить в советское время.

Город-ностальгия

Сегодня на Байконуре, по данным «Роскосмоса», четыре действующих стартовых комплекса для пусков ракет-носителей. Фактически, по словам наших сопровождающих, работают два: с одного выводят на орбиту грузовые «Прогрессы» и пилотируемые «Союзы». С другого – «Протоны».

Макет «Бурана» в музее. «Буран» здесь везде – как символ великой космической эпохи, о которой сегодня мы можем только вздыхать

В советское время, рассказывают старожилы, работало 17 стартовых площадок. В том числе с шахтным пуском. Они были для ракет отнюдь не мирного предназначения. Вообще Байконур изначально был секретным военным объектом. Ни о каких туристах речи быть не могло. Здесь базировалось несколько воинских частей (в каждой – свой бассейн!), казармы, танковый полигон и прочие военные объекты. Сегодня все это закрыто. Не сказать, что заброшено, просто уже не действует за ненадобностью.

Байконур и космодром вызывают ностальгию. По империи, которую мы потеряли. Она во всем. И в закрытых объектах, и в экспонатах двух замечательных музеев, в которых очень полно представлена история советской космонавтики. Один музей – прямо рядом с гагаринским стартом, другой – в городе. Особенно прослеживается ностальгия по «Бурану», полеты которого так и не стали обыденными. О нем говорят с тоской. И объясняют: если б не развалился СССР, то проект был бы жив. Если бы…

Байконур – типичный советский закрытый город 50–60-х годов. Похож на все наши красноярские «почтовые ящики». Чистенький, ухоженный. В меру зеленый, насколько это возможно в полупустыне – город засажен деревом карагач, его поливают. Симпатичная набережная Сырдарьи, работающие стадион, бассейн, несколько школ, ДК, отели, рестораны. Но когда присмотришься, видишь тут и там стыдливо пустые окна уже нежилых домов, общественных зданий.

Байконурская молодежь. Нет, говорят, мы здесь после школы не останемся, уедем в большие города

В городе наблюдаются чемоданные настроения. Граждане России, отработав здесь 10 и более лет, получают жилищные сертификаты и уезжают в РФ. Русскоязычное население (а его в 40-тысячном городе 10–15 процентов) сокращается.

Но не стоит из этого факта делать вывод о плачевном состоянии нашей космической отрасли. Все с ней нормально. Просто в голове у людей сидит эта грядущая дата: 2050 год. Многие сомневаются, что Казахстан продлит аренду. И опасаются за дальнейшие перспективы Байконура. Наверное, есть сомнения и у руководства «Роскосмоса», хоть и не говорится об этом вслух. Поэтому большого строительства и развития на Байконуре не видно. Зато Россия сейчас активно развивает космодром «Восточный», идут запуски с Плесецка. Так что не Байконуром единым.

В частных разговорах байконурцы замечают: «Если на «Восточном» поставят на поток ракету «Ангара», и если оттуда начнутся пилотируемые запуски, то это будет начало конца Байконура. Тем более что есть планы с помощью «Ангары» запускать космические модули, чтобы создавать новую российскую орбитальную станцию «РОСС». Потому что МКС свое уже отживает, да и международная обстановка диктует иметь собственную станцию».

Как бы там ни было, но Байконур работает. Все, чему положено улетать с него, по-прежнему будет улетать. И вся необходимая для этого инфраструктура на космодроме работает как часы. Успешный запуск очередного пилотируемого корабля – тому свидетельство.

Космос – наш!

На Байконуре есть строгая традиция – перед стартом не поднимать тосты за успешный запуск. За здоровье космонавтов – можно.

Утром 8 сентября ровно в 7:15 ракета-носитель «Союз» выезжает на железнодорожной платформе из монтажно-испытательного корпуса. Ее везут на стартовый стол и за каких-то 20 минут ставят вертикально с помощью мощной гидравлики. За процессом наблюдают космическое руководство и сотни три туристов. Ракету к старту сопровождает вооруженная охрана, кинолог с собакой.

До запуска больше трех суток. Экипаж уже в гостинице, на карантине. Сажает «именные» деревья на Аллее космонавтов, готовится к полету, отдыхает. Предполетную пресс-конференцию он дает через стекло.

Все это время специальная команда – 1 200 человек! – готовит ракету к пуску. Проверяют и продувают все системы, проводят пробный пуск без топлива, загружают ее всем необходимым. За пять часов до старта заправляют 30-тонную машину 300 тоннами топлива. За три часа – экипаж поднимается на лифте в кабину.

А пока фермы обслуживания обхватили нашу «лялечку», и по ним как муравьи снуют сотрудники боевого расчета – так здесь называют предстартовую команду.

Днем мы едем к гостинице «Космонавт» проводить экипаж на старт.

Это ритуал, без которого не обойтись. Проходит он при большом скоплении народа. Приезжают семьи членов экипажа, коллеги-космонавты, туристы.

Трогательный момент: основной экипаж вышел из гостиницы и прощается с людьми, которые пришли его проводить: родные, туристы, сотрудники космодрома, пресса. Приближаться к космонавтам нельзя, а тем более – прикасаться к ним. Даже родным. До самого старта они находятся на карантине

За несколько дней до старта командир корабля Алексей Овчинин мог общаться со своим сыном Артемом уже только через стекло

Экипаж выходит из гостиницы, машет всем, фотографируется, садится в автобус и едет надевать скафандры. Очень трогательный момент. Из динамиков звучит песня «Трава у дома», люди хором подпевают.

Через пару часов космонавты уже в скафандрах, с кислородными чемоданчиками, рапортуют госкомиссии о готовности к полету.

Через минуту космонавты Алексей Овчинин (в центре), Иван Вагнер (на фото справа) и астронавт Доналд Петтит отрапортуют руководству о готовности к полету и отправятся на стартовую площадку

Сегодня на корабле «Союз МС-26» летит экипаж под руководством опытнейшего космонавта Алексея Овчинина, это его четвертый полет. Иван Вагнер, бортинженер, отправляется на МКС второй раз. Американский астронавт Доналд Петтит – четвертый. Он рекордсмен, ему 69 лет, это самый возрастной летающий астронавт.

…Вспыхивает пламя под ракетой, раздается нарастающий рокот, стартовая площадка окутывается дымом – он оранжевый от пронизывающего его огня. И ракета медленно отрывается от стартового стола. Вся степь озаряется ярким светом, земля дрожит под ногами. Восторг переполняет душу. Радостный рев из тысячи глоток раздается над космодромом.

Тем временем яркий огненный шар, набирая скорость, летит к звездам.

По громкой трансляции раздается:

Есть отделение первой ступени… Полет нормальный… Есть отделение второй ступени… третьей…

И мы это видим своими глазами!

Корабль «Союз» выведен на орбиту искусственного спутника Земли!

Прошло 9 минут с момента старта. Можно выдохнуть.

Все начинают обниматься. У некоторых слезы на глазах. Незабываемый миг.

Когда мы возвращаемся из ресторана в отель, экипаж уже сделал два витка вокруг Земли и начал стыковку с МКС. Прошло три часа после старта.

Удачи вам, парни! Храни вас Бог.

А космос несомненно наш.

Мы решили показать вам все этапы подготовки ракеты-носителя к запуску. Вот так она вывозится из монтажно-испытательного корпуса…

…а здесь ракета уже подъехала к стартовому столу

Вертикализация ракеты – это подъем ее с помощью мощной гидравлики

И вот она, красотка, смотрит в небо. Весь процесс – от вывоза до полной вертикализации – занимает, может, часа полтора

Но на этом дело не закончено. Целая команда специалистов поднимается на фермы обслуживания, которые как бы поддерживают ракету со всех сторон, и готовит ее к запуску. Три дня они будут проверять все системы, проводить холостой запуск без топлива, чтобы в момент старта все прошло без сучка и задоринки

Этим здесь, на Байконуре, занимается 1200 человек! Их списки вывешены перед входом на стартовую площадку

Говорят, на этом памятнике, что стоит у въезда в город, изображен Алексей Леонов. Честно говоря, не очень похож. Может, поэтому байконурцы в шутку называют его «памятником рыбаку», который показывает, какую рыбу он поймал?

Симпатичная набережная Сырдарьи

В Байконуре космическая символика – везде. Стелы, памятники, баннеры на улицах. И всюду Гагарин. Что неудивительно

Космические музеи здесь шикарные. Очень много интересных документов и экспонатов, связанных с историей советского освоения космоса

И это «Буран». Уже в натуральную величину. Правда, этот экземпляр никуда не летал. Внутри — музей

Ракета «Союз». Настоящая. Стоит на одной из городских площадей Байконура в качестве памятника. Установили ее в 1981 году. Точней, положили набок. Потому что в те годы на Байконуре был строжайший режим секретности. И ракету не должны были видеть с железной дороги, которая проходит в паре километров от памятника. Поезда Москва — Ташкент проходили по ней ночью. И когда они шли, на всем Байконуре объявлялся режим радиомолчания. Опасались шпионов

А это «домик Гагарина». Тот самый, в котором он провел ночь перед своим знаменитым полетом

…и комната в этом домике. Обстановка очень скромная, почти спартанская

Антенны телеметрии советских времен. Уже неработающие, но их не демонтируют…

…хотя на смену им пришли новые…

…современные, более компактные

Идешь, а тебе навстречу космонавт Олег Артемьев, с которым ты знаком по соцсетям, и он добавил тебя в друзья, когда находился на борту МКС! А тут – живой. Простой, веселый и общительный. Ну как с ним было не сфотографироваться?

С космонавтами на Байконуре вообще все бесконечно фотографируются. Туристы им прохода не дают. Космонавты мужественно терпят. Вот и белорусский космонавт Марина Василевская улыбается в камеру

А это знаменитый Михаил Корниенко, он летал в космос два раза и провел на МКС более полутора лет. Туристы фотографировались с ним у дерева, которое он посадил на Аллее космонавтов. На этой аллее перед каждым своим полетом космонавты высаживают деревце. В основном это карагач, но есть и осины. Деревья поливают, иначе засохнут. Всего их тут более двухсот

Наш корреспондент у дерева, посаженного Юрием Гагариным

Вид на Сырдарью и казахстанскую степь с Аллеи космонавтов. В реке не принято купаться. Да как-то и не хотелось: не Ангара. Но воду для питья город берет именно отсюда. Разумеется, она подвергается тщательной многократной очистке

Фото автора, Светланы Овчининой, пресс-службы «Роскосмоса», участников поездки #Ростелеком #eFuture #Рткомм

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного