Энергетика малых форм Насколько востребованы новые проекты?

Энергетика малых форм Насколько востребованы новые проекты?

Красноярский край традиционно считается одним из флагманов отечественной энергетики. Не надо объяснять, что такой статус обоснован мощнейшими ГЭС и ГРЭС, действующими на территории региона.

Требуются нетрадиционные ресурсы

По производству электроэнергии край держит первое место в Сибирском федеральном округе, является одним из российских лидеров. Однако потенциал нашего региона в этой сфере огромен и далеко не полностью раскрыт. Причем не только за счет строительства крупных электростанций различного типа, но и того, что принято называть альтернативной энергетикой – ветровой, солнечной, биологической и т. д. Ее возможности в масштабах страны – отдельная тема. Пока можно лишь сказать: по ветрjdой и солнечной генерации мы отстаем от мировых лидеров в этой области – США и КНР – даже не в разы, а на несколько порядков.

Между тем в Красноярском крае потребность в использовании более широкого спектра ресурсов для выработки электроэнергии очень велика. Обусловлено это, прежде всего, тем, что на огромной территории региона есть множество населенных пунктов, не имеющих центрального энергоснабжения. Основным источником электричества остаются дизельные электростанции, топливо для которых приходится завозить за сотни и даже тысячи километров, это делает каждый киловатт-час поистине золотым.

Разумеется, для региональной власти эта проблема не нова, поэтому ведется работа над раскрытием и внедрением дополнительных, нетрадиционных ресурсов.

Свет и тепло для всех

Рассказать о технологиях настоящего и будущего мы по попросили Анатолия ЦЫКАЛОВА, министра промышленности, энергетики и ЖКХ правительства Красноярского края.

– Развитие новых проектов в энергетике идет в ногу с современными технологиями и разработками. Какой опыт накоплен в этой сфере?

– В целом мы стремимся развивать энергетику в русле последних технологических достижений. Одно из них – технология цифровой подстанции (ISAS). Пилотные проекты новых видов подстанций реализуют «МРСК Сибири» в рамках строительства подстанции им. Сморгунова, а также предприятие «КрасЭКо» на одном из центров питания.

Новым для нас станет и строительство современных высокотехнологичных источников электроэнергии на сырой нефти в изолированных районах края.

Разрабатываются мероприятия по созданию в этих же территориях ветровых и солнечных электростанций. Пилотный проект уже был реализован в поселке Беляки Богучанского района, ветряк на 10 кВт и солнечная электростанция на 15 кВт мощности стоимостью 4,5 млн рублей доказали свою эффективность. Совместно с СУЭК прорабатываются мероприятия по использованию экологически чистого бездымного топлива – термококса на источниках тепловой энергии, что не только улучшит экологическую обстановку в населенных пунктах, но и повысит энергоэффективность теплоисточников.

– Много говорилось об использовании биоресурсов в энергетике – ведь наш край имеет мощнейший ЛПК.

– Да, отдельно хотелось бы отметить строительство в северных районах края, куда затруднена поставка угля и газа, котельных, работающих на отходах местных лесозаготавливающих и деревоперерабатывающих предприятий. Строительство таких котельных призвано решить две задачи: существенно снизить тариф на тепловую энергию и снять экологическую проблему утилизации невостребованных отходов переработки леса, порядка 6,75 млн куб. м ежегодно. К примеру, котельная ООО «Лессервис», состоящая из четырех автоматизированных котлов общей мощностью 6 МВт в поселке Ангарский Богучанского района, работающая на таких отходах, ежемесячно производит порядка 750–800 Гкал/ч тепловой энергии на 2,3 млн рублей. Предприятие планирует перевести на древесные отходы котельные еще в двух поселках района – Гремучем и Красногорьевском.

На ООО «Приангарский ЛПК» реализуется приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов, в рамках которого также планируется создание биокотельной по переработке древесных отходов в поселке Имбинский Кежемского района.

В целях снижения затрат на производство тепловой энергии и горячее водоснабжение АО «КрасЭКо» приступило к реализации проекта по реконструкции электрокотельной в городе Кодинске. Предусмотрена установка двух котлов на биотопливе мощностью 20 МВт с возможностью последующей установки дополнительного котлового оборудования и наращивания мощности до 30 МВт.

В Енисейском районе ООО «Сибирский лес» планирует строительство целлюлозного производства с применением новейших технологий. Одним из «продуктов» будет выработка электроэнергии – 1 553 тыс. МВт/ч в год. Цель всех этих устремлений красноярских энергетиков – не просто давать столь необходимые людям для их жизни и деятельности свет и тепло, а осуществлять это наилучшим образом везде, во всех уголках края.

Нужно уходить от кампанейщины

Каков в целом потенциал альтернативной энергетики в Красноярском крае? Этот вопрос мы задали Евгению БОЙКО, заведующему кафедрой тепловых электрических станций СФУ, доктору технических наук, профессору.

– Он составляет меньше одного процента от существующих традиционных технологий. Но, несмотря на это, потребность в альтернативной энергетике существует. В крае много потенциальных потребителей, где нет централизованного энергоснабжения – причем не обязательно отдаленных, а, например, в таких, как Емельяновский район. Сотни мегаватт вырабатываются неэффективными дизельными установками, соответственно стоимость энергии очень высока. Прибавьте к этому проблему устаревшего оборудования.

Но надо понимать, что эта энергетика достаточно дифференцирована: югу региона больше подходят солнечные установки, поселкам, расположенным вдоль Енисея, – ветровые, на севере – мини-ГЭС. Здесь надо уходить от кампанейщины – все скопом для всех. Ныне покойный министр энергетики Резников проводил работу, выясняя, каким территориям края какая технология больше подходит. Это правильное понимание вопроса. Кроме того, не стоит противопоставлять альтернативные технологии традиционным. Есть даже технические решения по созданию гибридных установок – например, отопление обеспечивает угольная котельная, а электрификацию – ветро-солнечная установка.

– Если потребность в альтернативной энергетике все же существует, что мешает ее широкому внедрению?

– С одной стороны, экономические причины. Например, межремонтный период ветряка – полтора года. Окупаемость 11 лет. Поэтому экономика говорит о том, что традиционные технологии в крае более уместны, чем альтернативные. Плюс ко всему нет системности в решении этого вопроса. Даже там, где применение альтернативных технологий экономически и технически оправдано, они не внедряются, потому что это сложный процесс, ведь соответствующих производств нет не только в крае, но и в России. Есть какие-то опытные установки, но они носят локальный характер. Например, в Хакасии РУСАЛ построил солнечную электростанцию на пять мегаватт, в Якутии мегаваттная электростанция существует. Но все это локально, неэффективно. Поэтому край, как и вся Россия, далеко не лидер в этом направлении.

– Но ведь почти десять лет назад была разработана программа создания инновационного кластера солнечной энергетики в крае. Какова ее судьба?

– Создание инновационного кластера утонуло в согласованиях, ничего не запущено. В Железногорске планировался технопарк под завод по строительству кремниевых батарей. Были попытки совместно с немецкой компанией создать в этом же городе небольшое производство ветряков для северных территорий, но, к сожалению, по разным причинам все так же не реализовано.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт