Фестиваль современного искусства «Территория» приезжал в краевой центр уже второй раз. Организаторы говорят: любят бывать в нашем регионе – публика здесь подготовлена к экспериментам. А нового и необычного, того, чего раньше зрители Красноярска не видели, в эту фестивальную неделю было достаточно. Выставка, перформансы, читки, мастер-классы и старые пьесы, пересказанные современным языком. Все это «Территория. Красноярск».
Мультижанровый проект
С 15 по 21 ноября у красноярцев была возможность погрузиться в мир современного искусства – как театрального, так и изобразительного. Это совместный проект международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», Московского музея современного искусства (ММОМА) и золотодобывающей компании «Полюс» при поддержке министерства культуры Красноярского края. Впервые он прошел в нашем городе в 2018 году.
Возможность представить свои лучшие постановки на фестивале, пообщаться с признанными экспертами, обменяться опытом с коллегами, напитаться новыми идеями для будущих работ получили победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»*, который в этом году проводился уже в шестой раз, и его грантовый фонд составил шесть миллионов рублей.
На сценах нашего города прошли спектакли – победители конкурса: «Разбойники» Мирнинского театра из Республики Саха (Якутия) (I место), «Мертвые души. Том второй» городского драматического театра «Поиск» из Лесосибирска (II место), «Богатыри» Красноярского театра оперы и балета (III место).
Фестиваль также включал в себя большую образовательную программу для актеров и режиссеров театров, читки пьес современных авторов, выставку художницы Саши Фроловой, которую привез Московский музей современного искусства, драматические и музыкальные постановки.
– При формировании афиши в Красноярске мы сохранили принцип проведения московского фестиваля, – рассказала директор международного фестиваля-школы современного искусства «Территория» Екатерина Якимова. – Это мультижанровый проект, включающий все интересные проявления в искусстве. Мы подготовили большую образовательную программу. Мастера театральной сферы приезжают со всей России, чтобы заняться нетворкингом, актерским мастерством, научить менеджменту.
Новое – на ура
За семь фестивальных дней прошло 35 мероприятий разных жанров. Среди них 13 спектаклей – и театров-победителей конкурса, и приглашенных мэтров.
Яркими событиями стали моноспектакль Ингеборги Дапкунайте «Sveiki sulaukę (Привет дождавшимся)», спектакль Театра на Таганке режиссера Юрия Муравицкого по пьесе Мольера «Lе Тартюф. Комедия», а также постановка Тимофея Кулябина «Три сестры» Новосибирского академического драматического театра «Красный факел».
Все эти постановки довольно непривычны для сибирского зрителя. Но Красноярск воспринял их на ура.
Накануне спектакля «Красного факела» главный режиссер театра Тимофей Кулябин говорил зрителям:
– Не пугайтесь, что это длинное зрелище (спектакль «Три сестры» идет 4,5 часа. – НКК), оно вас не должно утомить.
И действительно, ни продолжительное действо, ни то, что шло представление на жестовом языке, публику не смутило. Такая подача старой чеховской пьесы обострила восприятие текста и событий, происходящих на сцене. Слова героев, которые шли титрами, воспринимались ярче, а замечательная игра актеров «Красного факела» держала всех в напряженном внимании.
Организаторы «Территории» поставили перед собой задачу привозить в регионы постановки, которые зрители здесь еще не видели. Именно так получилось с моноспектаклем Ингеборги Дапкунайте «Sveiki sulaukę (Привет дождавшимся)».
В октябре этого года он был впервые продемонстрирован в Москве – также на фестивальной сцене. А теперь приехал в Красноярск, чтобы рассказать об истории Литвы через одну семью, в которой выросла сама Ингеборга. О том, как праздновали в этой части СССР Рождество и что грозило тем, кто отмечал религиозные праздники. Из всей большой семьи Дапкунайте сегодня осталась только мама актрисы. И Ингеборга с грустью вспоминает свою бабушку, тетю, дядю.
– Их не стало, а спектакль – способ побыть вместе с ними, признаться им в любви, рассказать о себе, – пояснила на встрече со зрителями после спектакля актриса.
– Это притча о том, как исчезают предметы, места, пространства, люди, но остаются в нашей памяти, – говорит режиссер «Привета дождавшимся» Савва Савельев. – Все это живет внутри нас, и потому спектакль идет от первого лица.
Еще один подарок «Территории» Красноярску – приезд Театра на Таганке с «Lе Тартюф. Комедия». Это первые гастроли после объединения легендарного коллектива.
«Тартюф» Мольера – классика театральной сцены. Нет, наверное, театра, который не ставил бы эту историю. Но видение режиссера Юрия Муравицкого превзошло все предыдущие версии. Иронические гротескные фигуры, маски, рисующие характеры героев, и марионеточные движения. Все они смешны в своем морализаторстве и циничности. Именно так жанр комедии становится высоким.
Гости уехали, выставка осталась
Фестиваль не только театральный, под его крылом хорошо уживаются и другие жанры современного искусства. Открывал событие, например, один из самых востребованных композиторов России Алексей Айги со своим ансамблем – удивительным гибридом оркестра и рок-группы. Актеры красноярского ТЮЗа подготовили документальный перформанс, знакомящий с социокультурной средой краевого центра. А Московский музей современного искусства (ММОМА) привез в Красноярск выставку молодой художницы Саши Фроловой «Формы чудесного».
Все ее скульптуры выполнены из воздуха, сдерживаемого тонкой латексной оболочкой. Художница уверена: именно так искусство становится чудом, а выставка – манифестацией присутствия чудесного во Вселенной. Все фигуры, представленные на экспозиции, – это скульптурные проекции тела самой Саши Фроловой. Яркие и жизнерадостные.
– Я работаю с латексом уже 13 лет. Влюбилась в этот материал с первого взгляда – увидела и начала фантазировать, – рассказала художница. –До сих пор мой интерес к нему не исчерпывается. Он становится моим соавтором в создании формы, потому что она во многом зависит от того, как растянется материал.
Художница-перформер впервые приезжала в Красноярск со своими произведениями. Она призналась:
– Мне хочется заворожить зрителя, доставить ему эстетическое удовольствие. Чтобы зритель из того серого пространства, которое нас окружает на улице, мог переместиться в мой выдуманный фантастический мир. Улучшенный, гиперболизированный, с яркими цветами.
Эту выставку организаторы и первые зрители уже назвали предвестником Нового года – настолько ярки и игрушечны скульптуры, представленные на ней. И радовать красноярцев она будет до конца января.
Богатый театральный ландшафт
Золотодобывающая компания «Полюс» работает в территориях, удаленных от центральной части России.
– Нам казалось несправедливым, что эти регионы воспринимались только как «сибирская кладовая», ведь в них живут и работают несколько миллионов человек – талантливых и интересных, – рассказывает директор по связям с общественностью компании «Полюс» Виктория Васильева. – В них очень интересный культурный ландшафт. Потому мы и организовали конкурс театральных коллективов.
Организаторы конкурса делают акцент на театры малых городов. За шесть лет они познакомились со всеми творческими коллективами из регионов присутствия компании. Как говорит Виктория, на общем фоне особо выделяются Красноярский край и Иркутская область.
Во-первых, здесь живет публика, подготовленная к сценическим экспериментам, хорошо воспринимающая современное искусство. А во-вторых, в глубинке работают уникальные театральные коллективы. В прошлом году, например, победителем «Полюс. Золотой сезон» стал творческий коллектив из Шарыпово. Он принял участие в «Территории. Иркутск», а отмеченный в конкурсе спектакль «Я нанял убийцу» получил весной этого года «Золотую маску». В 2021-м жюри отметило уникальную постановку театра «Поиск» из Лесосибирска. Северяне по запискам, заметкам и письмам Гоголя восстановили второй том «Мертвых душ» (который Гоголь, как известно, сжег) и представили свое прочтение этой истории.
СПРАВКА НКК
*Конкурс «Полюс. Золотой сезон» организован золотодобывающей компанией «Полюс». Он проходит с 2016 года среди театральных коллективов четырех регионов: Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Иркутской и Магаданской областей. Призван содействовать развитию социальной среды в регионах присутствия компании путем поддержки репертуарного театра и национальной театральной школы.