За последние 20 лет людей на севере края стало меньше на 40 % – проводится планомерная политика переселения желающих с севера на юг, на промышленных производствах теперь чаще работают вахтовым методом. Экономически подкованные скептики говорят о том, что на Севере вообще никто жить не должен – только временно, только вахта.
Здесь наперечет помнят семьи, которые пришли в эти земли первыми. Например, на месте слияния Енисея и крохотной речушки Верхний Имбак поселились Плотниковы и Перепрыгины, и было это в 1607 году – за 21 год до основания краевого центра и за 12 лет до возникновения старейшего на нашей земле города – Енисейска. Сейчас в селе Верхнеимбатск живут около 500 человек, а память об истории селения хранит Нина Плотникова, заведующая библиотекой. Она – из тех самых Плотниковых, которые первыми поселились здесь.
Село крепкое и уютное, все на виду, каждый знает, кто из какого семейства, к кому приехали гости. Двери и машины стоят открытыми – все свои. И так живет большинство труднодоступных сел. Конечно, туда нет дорог, только зимник, попасть можно на «вертушке» или по воде, товары в магазинах очень дорогие, но все это с лихвой окупается чувством спокойствия, когда забытую вещь находишь на том же месте, а дети ватагой бегают кататься с горки без взрослых, и никто не боится, что их обидит чужой злой человек.
Всех, кто думает, что Север – это только сплошная романтика, иней на ресницах и красивые виды, ждет разочарование. Зимой неделями, месяцами давит мороз – за минус 50 градусов, когда воздух обжигает при каждом вдохе, а очки моментально примерзают к носу.
Любое коммунальное ЧП на Севере – это локальная катастрофа, поэтому каждый мужчина может починить все – от потекшего крана до бензопилы и снегохода. Соорудить из сломавшейся детали новую, подлатать, приспособить, чтобы работало, – до ближайшего магазина с техникой сотни и сотни километров. Для мужиков это проверка на вшивость – «не рукастый» тут просто не выживет. Как и не выживут слабые духом: развлечений на северах по минимуму. Поэтому люди или сами находят себе заделье, или быстро сбегают. Нигде в другом месте дома культуры не играют такую важную роль – для маленьких северных поселений они не просто очаг культуры, это отдушина и клуб по интересам, куда вечерами приходят обсудить последние новости.
Нигде, пожалуй, так не развито народное творчество – от декоративно-прикладного искусства с резьбой по кости до вокальных и танцевальных коллективов, которые выступают на местных праздниках. Настоящее творчество – от души и для души, только для своих и для самих себя.
Север – это испытание. Себя – на прочность, возможность жить в условиях, которые на грани, развлекать, кормить, обшивать и обслуживать себя самому. И, видимо, тот, кто привык проживать именно такую жизнь, совсем не стремится вернуться на Большую землю – в ее комфорт и спокойствие. «Это наши земли, – говорят северяне. – И мы хотим жить на них. Как жили наши предки, как будут жить наши дети».