Уже больше года в одной из самых курящих стран мира – России действует закон, ограничивающий курильщиков в возможности публично демонстрировать свою привычку, а табачников – в возможности публично продавать свою отраву. Чего добились законодатели?
В борьбе с дымом
В ГУВД Красноярского края отчитываются: за 2014-й по статье 6.23 Кодекса об административных нарушениях «Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака» составлено десять протоколов о нарушениях (штраф от двух до трех тысяч рублей). По статье 6.24 Административного кодекса «Нарушение запрета курения на отдельных территориях и объектах» оштрафовано более 1 700 граждан (сумма наказания от 500 до трех тысяч рублей).
В Роспотребнадзоре за первое полугодие этого года проверили более 140 объектов, составили 46 протоколов и наложили более 230 тысяч рублей штрафов.
Прибавьте к этому работу Госпожнадзора, Ространснадзора и Росздравнадзора, которые тоже контролируют соблюдение «антитабачного закона», и, кажется, государство начало наступление на курильщиков по всем фронтам.
В федеральном Министерстве здравоохранения посчитали, что в текущем году антитабачные меры сократили количество смертей от сосудистых заболеваний почти на 10 % по сравнению с 2013-м. По данным чиновников, меньше на 4 % в России стало и курящих школьников.
В Красноярском крае по сравнению с прошлым годом курильщиков стало меньше на 5 %, сегодня любителей табака у нас около 28 %, а еще пять лет назад этот показатель держался на уровне 36 %.Такие цифры озвучивают в Красноярском краевом центре медицинской профилактики:
– Очень важно, что наряду с запретами закон предусматривает для курильщиков возможность бесплатного лечения от никотиновой зависимости, – говорит главный врач центра Ольга Кутумова. – В прошлом году мы пролечили полторы тысячи человек, в этом – уже 4,5 тысячи. Это значит, меры, прописанные в законе, действуют. Люди стали отказываться от табака и приходить за помощью.
Эксперты отмечают, эффективность «антитабачного закона» зависит не только от карательных мер всевозможных органов, но во многом от позиции руководителя в коллективах. Люди не любят следовать каким-то мифическим законам, а вот указаниям конкретного человека – начальника – подчиняться будут.
Вот пример: на стройплощадках нефтепровода Куюмба – Тайшет, большая часть которого проходит по нашему краю, курить запрещено локальным актом. И не курят. Потому что, если захочешь «посмолить», придется бежать куда-нибудь в тайгу. А кому это надо? В Красноярском полку ДПС курение тоже не приветствуется, а на посту так и вообще невозможно. День постоишь в смене без сигареты, второй постоишь – бросишь курить волей-неволей. Для тех, кто еще держится за свою вредную привычку, курилку в полку расписали граффитисты. Нелицеприятные картинки из жизни курильщика должны отбивать желание взять в руки сигарету.
Ушли в прошлое времена, когда студенты СФУ выходили покурить на крыльцо и открыто «смолили» в окнах общежитий. В администрации университета отмечают: год от года курящих студентов становится меньше, курение перестает быть модным среди ребят с высшим образованием. И дело не только в запретах – в вузе проводят большую работу с курильщиками. Помимо тематических лекций – множество мероприятий в интересном для молодежи формате. К примеру, реалити-шоу «Бросай курить и выиграй», спортивно-развлекательный «Фест без smokingoff» на острове Татышев, конкурсы плакатов и видеороликов…
А вот студенты красноярского филиала Университета Российской академии образования как курили возле входа в свою alma mater, что на Республики, 51, еще до принятия «антитабачного закона», так и продолжают это делать. Только теперь уже под табличками с изображением перечеркнутой сигареты. Сотрудники соседнего офисного здания вынуждены каждое утро пробираться сквозь клубы дыма на свои рабочие места. Администрация образовательного учреждения, видимо, ходит на работу какими-то другими путями и в окно не смотрит – или не хочет смотреть.
Табак и кабак
1 июня этого года вступила в силу еще одна часть закона о запрете курения. В барах, ресторанах, поездах дальнего следования, общежитиях и гостиницах дымить теперь нельзя, запрещено торговать сигаретами в киосках, продажа в магазинах разрешена только по каталогу, без открытой выкладки.
Если отельеры и администрации общежитий только радовались нововведению, то рестораторы, обсуждая весной грядущие поправки, предрекали скорый крах своему бизнесу.
– Рестораны и кафе с ужасом ожидают начала исполнения этого закона, – говорил в интервью «НКК» владелец сети заведений общепита и депутат горсовета Владимир Владимиров. – Ждем падения выручки, но будем его соблюдать, потому что штрафы весомые (до 90 тыс. руб. – Ред.).
По данным Федерации рестораторов и отельеров России, после введения запрета на курение в ресторанах, кафе и барах с 1 июня продажи в заведениях общепита упали на 15–20 %.
– Да, мы потеряли часть клиентов, – отчасти соглашается со статистикой столичный эксперт Дмитрий Левицкий, ресторатор, владелец и генеральный директор HURMA managementgroup. – Днем к нам перестали ходить сотрудники ближайших офисов, которые обычно пили кофе и курили за барной стойкой. Но в целом запрет курения не сказывается на количестве клиентов. Вот, например, один из признаков. Мы много зарабатываем в пятницу и субботу с больших столов на компанию. Их бронируют заранее. С первого же дня запрета курения менеджеры говорили гостям по телефону, что у нас больше не курят. Ни одного отказа от бронирования не было. Более того, после вступления в силу этого закона мы даже надеемся сэкономить на той же вентиляции. Сейчас можно будет ставить менее мощную и более дешевую систему и существенно экономить на электричестве.
Не случился коллапс и на железной дороге.
– Мы информируем наших пассажиров о том, что теперь запрещено курить в поездах дальнего следования и на пассажирских перронах пригородного сообщения, люди понимают и соблюдают закон, – говорит сотрудник пресс-службы Красноярской железной дороги Ольга Гацко. – К тому же на платформах, которые используются для высадки и посадки людей при перевозках в дальнем следовании, курить можно. Так курильщики и выходят из положения.
Киоски и ларьки после изъятия у них табачной продукции тоже не закрылись. А крупные торговые сети, наоборот, фиксируют рост продаж сигарет. Даже несмотря на то что сигареты продаются теперь исключительно по каталогу.
Подводя итог, можно сказать, что основная цель антитабачного законодательства – создать помехи курильщику – выполняется. Хоть и не везде и не всеми. Но по сути это означает, что одна из самых курящих стран мира маленькими шажочками, но движется к тому светлому моменту в своей истории, когда сигарета из модного аксессуара превратится в свидетельство порочной привычки.