– Прием мне очень понравился, было много действительно важных для нашей работы вопросов, – делится Галина Егоровна. – В территории я выезжаю регулярно, но всегда по какому-то конкретному поводу. Конечно, в ходе каждой поездки кто-то подходит, обращается за помощью, просто что-то спрашивает. Необходимость такого системного приема населения назрела давно. Он позволяет осуществлять мониторинг конкретных проблем на местах, оказывать как адресную помощь, так и помощь определенной категории граждан. Могу сказать, что и в этот прием многие обратились ко мне не только со своим личным вопросом, а действительно озвучивали проблему целой группы населения. И это показывает нам направление дальнейших действий.
Например, сегодня был вопрос, касающийся внутригородских перевозок по льготной социальной карте. Пришла женщина – ветеран труда Российской Федерации и говорит, что 38 положенных поездок ей вполне достаточно. Ей важно сохранить те поездки, которые остались неиспользованными, на следующий месяц. Сегодня же переходят только те поездки, которые приобретены дополнительно. Эту проблему мы будем рассматривать.
– В этом году ряд натуральных льгот заменили ежемесячными денежными выплатами. Были вопросы, связанные с этим?
– К сожалению, проблема доступности информации остается. Люди помнят законы, которые уже не действуют, и ничего не знают о принятых недавно.
Одной женщине, ветерану труда, было непонятно, вместо каких льгот она получает выплату в 300 рублей. Мы с ней посчитали. Она пользовалась телефоном за 135 рублей и проездом за 110 рублей, в сумме это 245 рублей, и 55 рублей у нее остается от размера ЕДВ ежемесячно. Тем более что ездила она только в Красноярск.
Даже для города сегодня ежемесячные денежные выплаты вполне приемлемы, а для сельской местности тем более. Так что многие льготники, которые не могли пользоваться никакими мерами социальной поддержки, очень рады ЕДВ, даже здесь, в Ачинске, а это городская территория.
Ряд вопросов, которые мне задавали, естественно, касался оказания адресной помощи конкретным людям. Пришла молодая женщина – инвалид детства. Она пришла не за материальной помощью, о возможности ее получения я ей рассказала в беседе, а просто чтобы разобраться в ситуации. У нее ребенок, которому нет еще и трех лет, родился абсолютно здоровым. Теперь все, чего она хочет, чтобы врачи его не «упустили», как ее в свое время, чтобы он остался здоровым. Наше министерство совместно с городским управлением социальной защиты постарается максимально помочь каждому из обратившихся.
– Как вы оцениваете работу органов социальной защиты в Ачинске?
– Ачинскую систему социальной защиты я знаю очень хорошо и могу с полной ответственностью сказать, что она одна из лучших в крае. Здесь создана оптимальная сеть учреждений, есть все необходимое. Только в Ачинске есть Центр комплексной помощи военнослужащим, которые нуждаются в социальной адаптации. Органы местного самоуправления сумели найти и выделить помещения и продолжают эту работу. Мы предоставляем субвенции на выполнение государственных полномочий, система работает по модели их передачи муниципалитету, за которую я всегда выступала. Думаю, что «Енисейский экспресс» как раз сможет помочь вывести работу соцзащиты на более качественный уровень и в других территориях. Социальная сфера должна быть максимально приближена к каждому жителю Красноярского края, независимо от места его жительства. Консолидировано получить социальную помощь, просто ознакомиться с возможностями социальной сферы, культуры, здравоохранения. В этом заключается сама идея этого проекта, очень правильная, на мой взгляд.
– Галина Егоровна, вы приехали в Ачинск сразу после сессии Законодательного собрания, на которой был принят закон о порядке улучшения жилищных условий ветеранов, проживающих в крае. Расскажите об этом подробнее.
– Закон «О порядке улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны» был принят во исполнение указа президента. Он конкретизировал именно те нормы, которые действуют на территории Красноярского края.
Это закон прямого действия, для его работы в дальнейшем не надо принимать никаких постановлений. То есть открываешь текст, читаешь и действуешь. В нем прописано все – куда обращаться, с какими документами, в каких случаях ветераны будут признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Кстати, теперь это не зависит от даты постановки на учет.
Ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, могут обращаться в органы местного самоуправления по месту жительства. На такую помощь могут претендовать те, у кого вообще нет жилья, или те, кто проживает в помещениях, площадь которых ниже учетной нормы. Она в каждом муниципалитете своя, в крае она колеблется от девяти до восемнадцати квадратных метров. Третье основание для постановки на учет – признание дома непригодным для проживания. Это будет устанавливаться межведомственной комиссией, созданной в органах местного самоуправления. Теперь ветеранам не нужно собирать документы и получать справку о том, что они относятся к категории малоимущих, этот фактор не будет рассматриваться.
В законе прописана и методика расчета. Ветерану положено 36 квадратных метров по стоимости, определенной для территорий Министерством регионального развития Российской Федерации. Для территорий края эта стоимость определена в 30 400 рублей. Умножаем, и получится миллион девяносто четыре тысячи рублей. Это размер социальной выплаты на улучшение жилищных условий, на которую может рассчитывать ветеран. Закон отдельно прописывает ситуацию по городу Красноярску, потому что она особая. В городе строится очень мало однокомнатных квартир. Мы договаривались с застройщиками, чтобы они строили эти квартиры специально для ветеранов и не отдавали их в свободную продажу.
Мы были вправе, как и большинство субъектов Федерации, предоставлять жилье в социальный найм. Но мы решили предоставлять его в собственность ветеранов, чтобы потом им не приходилось его приватизировать.
Еще один важный момент, прописанный в законе, – основания для внеочередного предоставления жилья. На него имеют право инвалиды ВОВ I группы и участники войны, ставшие инвалидами I группы вследствие общего заболевания, трудового увечья или иных причин, а также ветераны, чьи дома признанны комиссиями непригодными для проживания.
– А можно подробнее о цифрах? Сколько ветеранов в крае смогут претендовать на улучшение жилищных условий?
– Ветеранов, которые встали на учет до 1 марта 2005 года и которые обеспечиваются жильем по указу президента, у нас 439. На сегодняшний день улучшены жилищные условия 430 ветеранам, осталось 9. По краевой программе мы продолжали обеспечивать жильем ветеранов, которые вставали на учет после 2005 года, вплоть до 1 сентября 2009 года. Таких ветеранов у нас 345. Из них пока остались необеспеченными 45 человек. Все они получат квартиры в срок до 1 мая текущего года.
Сколько ветеранов встанет на учет после принятия закона, мы узнаем в ближайшие месяцы. Всего в крае проживает 16 тысяч вдов, 6,5 тысячи инвалидов и участников Великой Отечественной войны, более 600 человек тех, кто к ним приравнен. Деньги на улучшение их жилищных условий у нас есть, из федерального бюджета мы получили на это 231 миллион рублей, из краевого бюджета средств также выделено достаточно.