В современном мире Россия остается едва ли не единственной страной, решительно настроенной против наркотиков: только в текущем году несколько европейских государств легализовали так называемые легкие вещества.
Но при всех запретах в Российской Федерации ситуация с наркотизацией населения все еще остается тяжелой: по данным соцопросов, употребляют наркотики 7,3 млн жителей страны, из них около 2 млн делают это постоянно.
Совокупные потери бюджета от наркомании на нашей территории превышают расходы на оборону в 1,5 (!) раза. И это несмотря на то, что уже несколько лет мы уверенно движемся в сторону снижения наркотизации общества. Так, с 2005 по 2014 год смертность в самом активном возрасте – от 15 до 34 лет – сократилась на 30 %. Эти данные в преддверии Международного дня борьбы с наркоманией были озвучены на заседании президиума Госсовета, посвященном реализации государственной антинаркотической политики.
– От борьбы с наркопреступностью напрямую зависит жизнь и здоровье многих граждан и даже национальная безопасность страны, – отметил президент РФ Владимир Путин на заседании президиума. – Дополнительные меры нужно принять для предотвращения распространения наркотиков через Интернет, использование информационной среды для втягивания новых жертв, особенно молодежи.
В соответствии со стратегией антинаркотической политики до 2020 года, на молодежь внимание направлено в первую очередь. И неслучайно: именно эта группа населения – наиболее легкая добыча наркоторговцев. Оставленные без должного родительского внимания подростки стремятся найти общество, в котором их понимают и принимают. И, к сожалению, зачастую этим обществом оказывается криминальная среда. Только в нашем крае за последний год количество несовершеннолетних наркоманов увеличилось более чем в два раза. Причем эта болезнь на глазах молодеет: по словам медиков, употреблять ребята начинают с 12–13 лет. Что мы, как общество, можем сделать в этой ситуации?
Преступления, связанные с наркотиками, как говорят специалисты, высоколатентны. Это означает, что их всегда много, и они всегда скрыты от глаз обывателя. Как айсберг – видна только небольшая верхушка над водной гладью. Официальная статистика и есть та верхушка, которая дает нам понять, насколько серьезна проблема.
Сначала о хорошем: в течение последних пяти лет краевые данные о наркотизации общества дают повод для оптимизма. Если в 2009 году у нас было зарегистрировано 11 827 наркозависимых, то уже через четыре года – 8 806. Уровень наркотизации населения в крае ниже, чем в среднем по России и Сибирскому федеральному округу – чуть больше 300 человек на 100 тыс. населения против общероссийских показателей – 374 человека на 100 тыс.
По состоянию на 1 января этого года в крае зарегистрирован 6 031 гражданин с диагнозом «наркомания». Но сколько несовершеннолетних в этой цифре? Их, по данным 2014 года, в крае 63 человека. В 2013 году было в два раза меньше – 28 человек. Причем детей, употребляющих зелье с вредными для здоровья последствиями (а это стадия предзаболевания), – 381 человек. По сравнению с 2013-м, когда было выявлено 308 человек, и по этому показателю мы наблюдаем рост.
Открытым остается вопрос: как воспринимать эти цифры? Есть ли повод для паники? Официальная статистика показывает нам лишь небольшую часть «наркотического пазла»: не дошедших до врачей родителей (а только они принимают решение о лечении ребенка до 14 лет) еще очень много. Они боятся. Боятся осуждения общества, ведь до сих пор принято считать, что наркотики могут появиться только в самых неблагополучных семьях, в то время как эта проблема уже давно стала общей. Боятся, что их детей поставят на учет – и это сломает тем жизнь. Им никто не рассказал, что любой учет – это временное ограничение в правах. Даже если ребенок уже болен, пять лет ремиссии после лечения позволят снять его с учета – он станет полноценным членом общества. И ни одна справка, которую берут в наркологии, не отразит того, что он когда-то оступился. А если родитель заметил первые опасные признаки, учет может быть профилактическим – это всего лишь год. УФСКН по краю призывает родителей не бояться и не прятать свои проблемы в семейном кругу: наркомания – опасное заболевание, которое само собой не рассосется.
Поэтому рост количества официально зарегистрированных наркоманов, как бы ни казалось это странным на первый взгляд, не должен восприниматься однозначно отрицательно. Это скорее говорит о том, что проблема перестала замалчиваться. Значит, есть надежда, что рано или поздно мы все-таки сможем избавиться от главной беды нашего времени.
За ясное сознание
Сергей Гапонов, начальник Управления Федеральной службы по контролю над распространением наркотиков по Красноярскому краю
– Уровень наркопреступности среди несовершеннолетних и молодежи в 2014 году значительно вырос, но этот прирост нужно правильно интерпретировать. Причина в том, что за проблемой подростковой наркомании мы стали следить пристальнее. У лечебных учреждений появилась возможность определять, что человек находится именно в наркотическом опьянении. Раньше, когда мы сталкивались с новыми синтетическими наркотиками, мы не могли этого сделать. Кардинально изменился подход в учебных заведениях, особенно в техникумах. Если раньше директора применяли тактику замалчивания, то теперь работают совместно с нами – это и профилактические беседы, и включение ребят в волонтерское движение, и рейды по общежитиям совместно с полицией. Все принятые нами усилия не могли не сказаться на количестве выявленных и поставленных на наркологический учет подростков.
В мае 2014 года вступил в силу закон о лечении наркоманов по решению суда. Таких граждан в обязательном порядке ставят на наркологический учет – и в первую очередь несовершеннолетних, уведомляя родителей или опекунов. Реализация закона показывает хорошие результаты: если в прошлом году решение о лечении выносилось лишь в 30 % случаев, то в 2015-м – уже в 70 %.
Но постановка на учет – это уже крайние меры, сейчас все наши усилия направлены на то, чтобы не допустить наркотизации молодежи. Поэтому большое внимание уделяется профилактике и пропаганде здорового образа жизни, причем в некоторых вопросах Красноярский край – впереди многих регионов. Одно из серьезных достижений – краевой закон о противодействии алкоголизму, токсикомании, наркомании, который был принят в конце декабря 2013 года. Мы рассматриваем проблему комплексно и говорим о том, что победить наркотики невозможно только правоохранительными мерами. Необходимо более эффективно проводить разъяснительную работу, профилактические мероприятия, реабилитацию и ресоциализацию бывших наркоманов, антинаркотическую пропаганду, вырабатывая у общества категорически отрицательное отношение к наркотикам. Все наши министерства – здравоохранения, образования, культуры и спорта – в соответствии с краевым законом ведут профилактическую работу: соревнования, мероприятия, создают волонтерские движения. К слову, волонтерские движения в нашем крае очень сильные, многие регионы перенимают наш опыт. Разработаны программы антинаркотического воспитания, которые уже внедрены в некоторые учебные заведения отдельным курсом. Эффект этой работы мы увидим лет через пять, но уже сейчас можно сказать, что край на фоне Федерации и Сибирского федерального округа выглядит достойно.
Работа в этом направлении будет продолжена. Чем раньше и надежнее мы оградим подростков от наркомании, выработаем иммунитет к наркотику, алкоголю, табаку, тем больше вероятность, что мы получим здоровое общество и здоровую страну. Во всех смыслах.
Мнение эксперта
«У родителей всегда есть выбор»
Андрей ЗБЕРОВСКИЙ
профессор Красноярского государственного педагогического университета
– Причин распространения наркотиков в молодежной среде несколько. Во-первых, голливудские фильмы создали определенный миф. По фильмам наркоманы – это люди, которые ездят на дорогих машинах в окружении красивых женщин. В реальности все, конечно, не так.
Вторая причина – отсутствие вариантов досуга, которые были бы всем по карману. Я сотни раз общался с подростками-наркоманами, они мне говорят: куда пойти, если нет денег? Игровые центры, торговые комплексы, даже спортзалы – на все нужны деньги. А наркотик – купил дозу и на день-два забылся.
Третье – доступность наркотика, которая благодаря Интернету и соцсетям все выше. Даже десятилетние дети могут сегодня купить наркотик.
Но самая главная причина – в семье. Большая часть зависимых – 99 % – те, у кого мало общения с родителями, либо это общение носит формальный характер. Принципиально важно, чтобы родители и дети имели точки соприкосновения, общие интересы – рыбалка, велосипеды, охота. Чтобы с раннего возраста приобщали ребенка к профессии, к тому миру, в котором они сами живут. Подростку все интересно. Хорошо, если они берут сына на работу, знакомят с коллективом, просят о помощи – одним словом, делают то, что психологи называют социализацией. Вводят ребенка в общество – и он находит в нем свое место без наркотиков. А те дети, которые формально общаются с родителями, оказываются один на один с этим миром – они потеряны в нем. И идут туда, где им протягивают руку. И чаще всего это – криминальные элементы, которые знают эту проблему. Они относятся к подростку, как к взрослому, – предлагают взрослое поведение: купи, понюхай, уколись, продай. Это тоже социализация, но уже криминальная. У родителей всегда есть выбор – либо общаться самим, либо доверить социализацию преступному миру.
Памятка родителям
Как понять, что с ребенком что-то не так
О признаках употребления наркотических веществ мы писали не раз, однако нелишним будет повторить: родители, будьте бдительны! Наркотики могут появиться даже в самой, на первый взгляд, благополучной семье.
О первых признаках наркотических проб мы попросили рассказать Людмилу Харитонову, заведующую отделением медицинской профилактики КНД № 1:
– Ребенок изменяет отношение к старым друзьям, появляются новые приятели, которых он, вполне возможно, скрывает. Неадекватное поведение – то подросток смеется, то плачет, то спит, то бодрствует в непривычное время. Начались проблемы в школе: учился хорошо, потом вдруг съехал, стали жаловаться учителя, что уходит с уроков, прогуливает школу. Пропадают деньги и ценности из дома, или карманных денег вдруг стало не хватать. Стал грубым, скрывает свое местонахождение, то хобби, которое раньше было, утрачивается. Даже этот малый набор признаков должен заставить родителя отнестись к ситуации со всей серьезностью.