Импортозамещение, продовольственная безопасность, поддержка сельского товаропроизводителя… Сегодня эти слова столь же популярны, как когда-то «перестройка» и «гласность». Государство взяло курс на развитие села. Принимаются соответствующие программы и в Красноярском крае, агропромышленный потенциал которого, как оказывается, огромен – это сегодня видно по нашим прилавкам.
Мифы и реалии
В начале или в середине 80‑х годов прошлого века (точно не скажу) в СССР вдруг появилась щелочка в железном занавесе: в Москве неожиданно открылась американская выставка, посвященная достижениям сельского хозяйства США. Москвичи и приезжие валили на нее валом – там раздавали сувениры и глянцевые журналы. Мой приятель привез оттуда такой журнал. Одна фотография сильно врезалась в память. Снимок на целый разворот: вид огромного морского порта и несколько океанских судов под советскими флагами, стоящие у причала. Подпись гласила: «В порту американского города Хьюстон сухогрузы из СССР грузятся зерном».
Помню, я испытал, как сейчас говорят, «разрыв шаблона». Как же так: в программе «Время» каждый день рассказывают о небывалых урожаях, о закромах Родины, которые ломятся от пшеницы, а мы ее, оказывается, закупаем в Америке, у нашего потенциального врага?! Потом узнал, что не только в Америке, но и в Канаде, и даже в странах Европы.
Давно ли это было?
А сегодня Россия ежегодно экспортирует за границу миллионы тонн зерна. Для тех, кто не понял: мы давно не покупаем его за рубежом, а наоборот, продаем – производим с избытком.
Многое с тех пор поменялось, несмотря на извечный плач о том, что «русская деревня гибнет», а сельское хозяйство «разваливается».
Оно настолько «развалилось», что мы уже не удивляемся десяткам сортов отечественной колбасы, сливочного масла и сыров на прилавках супермаркетов. Даже несмотря на очередной «кризис», их выбор все еще впечатляет. Нынешнее изобилие хлебобулочных изделий и представить нельзя было во времена СССР. Овощей – тоже. Тут тебе и картошка пяти сортов, и морковь – мытая и немытая, в сеточках и на развес, а не «бери, что дают», как раньше. В специализированных павильонах, торгующих мясной продукцией, по ассортименту колбасных изделий можно изучать географию Красноярского края: Ужур, Назарово, Уяр, Шарыпово, Березовка, Емельяново… У многих производителей продуктов в краевом центре появились сети собственных магазинов. В райцентрах края работают десятки небольших частных цехов по переработке мяса. Сейчас руководство края поставило задачу – сделать так, чтобы подобных цехов и мини-заводов появились сотни, помочь тем, кто решил их построить.
Кто хочет, тот работает
Фермеры занялись козоводством и овцеводством, сегодня в Красноярске легко можно купить и деликатесный козий сыр, и молоко, и брынзу. На рынках всегда есть парная баранина, и вся она местного производства. Да и географию Сибири можно изучать по ассортименту продуктов, выращенных и произведенных на нашей земле. Те же колбасы и сыры поступают к нам из Кемеровской, Новосибирской и Омской областей, с Алтая. Картошку и капусту уже не возим из Египта и Израиля, как было недавно, своей хватает. От ассортимента местной молочной продукции глаза разбегаются.
Давно ли мы стояли в очередях за «ножками Буша»? Жаришь эти «окорочка» на сковороде, а из них течет что-то похожее на мыло. Слава богу, мы полностью, еще до всяких санкций, избавились от иностранной зависимости в поставках птицы.
На ярмарки сельхозпродукции, так полюбившиеся горожанам, съезжаются фермеры и сельские товаропроизводители со всего края. Походишь по рядам, поговоришь с крестьянами, и понимаешь: тот, кто хочет работать на селе, тот работает. И получает прибыль от земли – самого ценного ресурса России. Не ссылаясь на множество проблем и рогаток, которые, что скрывать, государство успело понаставить на пути крестьянина. Хотя вроде и разные программы о развитии села принимались во множестве, и деньги в АПК вкладывались немалые.
Спросите даже не у начинающего фермера, которому трудней всех, а у директора успешного хозяйства, куда возят делегации, чтобы показать наши сельскохозяйственные достижения: легко ли им даются эти достижения, сыплется ли им на голову манна небесная, встречают ли их банкиры с распростертыми объятьями? Да хотя бы у того же Валерия Исаева (ЗАО «Назаровское»), Бориса Мельниченко (ЗАО «Солгонское), Сергея Толстикова (ЗАО «Искра»). Они скажут, что стоит отпустить вожжи, расслабиться, и любое успешное хозяйство пойдет прахом. Поэтому ежедневно нужно доказывать умение работать на земле. Тем более в нашей зоне рискованного земледелия.
Жаль, таких руководителей у нас пока не очень много. Было бы процентов хотя бы 50 – никакие санкции нам не страшны. А пока можно видеть такую картину: есть в районе одно-два крепких хозяйства, и здесь же – три-четыре загибающихся, у которых поля и правда бурьяном поросли. Или один район успешный, а в соседнем, где такие же земли, такой же климат, – последнюю скотину порезали.
Государство заинтересовано
В Красноярском крае очередной поворот к сельскому хозяйству (хочется верить, что на этот раз серьезный и окончательный, потому что обратной дороги нет) наметился примерно полгода назад. С появлением нового губернатора.
Депутаты Заксобрания уже приняли законопроект о внесении изменений в закон края «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса». Документ основательный, он предусматривает всестороннюю господдержку сельских товаропроизводителей. Например, до сих пор в Красноярском крае действовали программы господдержки, направленные в основном на развитие растениеводства, а программ, позволяющих поддержать хозяйства, ведущие строительство животноводческих комплексов, не было. Сейчас благодаря федеральным программам красноярские фермеры смогут получить субсидии в сфере мясного, молочного и племенного скотоводства. Ведь нельзя назвать нормальной ситуацию, когда при наших просторах, обширных пастбищах и лугах, где трава по пояс, при переизбытке зерна мы не в состоянии полностью обеспечить себя мясом.
Говорится в законе и о кадровом обеспечении агропромышленного комплекса края – селу остро нужны специалисты, рабочие руки. В прошлом году сельхозпредприятия края заявили в службу занятости более 8 тысяч вакансий. Из них тысяча предложений – в связи с открытием новых производств на селе.
В октябре прошлого года Виктор Толоконский на заседании межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» отметил, что, несмотря на масштабное техническое и технологическое переоснащение сельской экономики, которое произошло за последние годы, проблема кадров на селе пока не решена, молодежь уезжает. По мнению губернатора, это происходит из-за того, что вовремя не был обновлен жилищный фонд, не решены коммунальные проблемы. Качество жизни на селе очень отстает, разрыв не сокращается. Поэтому, решая проблему продовольственной безопасности, мы должны обновить государственную политику в сфере агропромышленного комплекса и сельских территорий в целом.
С ним трудно не согласиться: необходимость в таком обновлении давно назрела. Работы впереди непочатый край, планов – громадье. Спасибо санкциям, они действительно оказались хорошим стимулом. Как заметил президент России, «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Леонид ШОРОХОВ
министр сельского хозяйства Красноярского края– Мы выстраиваем свою политику таким образом, чтобы обеспечить продовольственную безопасность региона. У нас один из самых больших в СФО уровень господдержки АПК. В результате растет объем производства сельхозпродукции. В ближайшие годы особый упор будет сделан на пищевую переработку, создание товара с более высокой добавочной стоимостью. Мы будем компенсировать часть затрат, связанных с приобретением новых модульных объектов по переработке плодово-ягодной продукции и производству пищевых продуктов. Закладываем серьезные средства на поддержку фермеров. Предусматриваем гранты потребительским кооперативам, на поддержку несельскохозяйственных видов деятельности в селе. Уже предприняты первые, очень важные шаги по организации собственного производства семян картофеля.