Земля Владимира Якубовича Хозяйство, где не бросают начатое

Земля Владимира Якубовича Хозяйство, где не бросают начатое

Чем больше в моей журналистской биографии командировок по сельскохозяйственным районам Красноярья, тем сильнее укрепляюсь в одной простой истине: выращивать пшеницу, рожь, овес в наших условиях сродни подвигу. Зона рискованного земледелия – этим все сказано. Чтобы сработать на результат вопреки природе и прочим обстоятельствам, у нас нужно приложить столько усилий, энергии, нервов, что и не снилось кубанским хлеборобам. ООО «Восход» обрабатывает половину пахотных площадей Тасеевского района. И добивается урожайности 32 центнера с гектара.

Вагончик тронется…

А начиналось все 25 лет назад с небольшого дощатого вагончика на голой поляне.

– Вот как стали колхозы в районе распадаться и разваливаться в 90-е годы прошлого века, так я и создал это предприятие вместе с братом Николаем, – рассказывает директор ООО «Восход» Владимир Якубович.

В районе Владимира Петровича знают все. Здесь он родился, вырос. Окончил сначала Минусинский сельхозтехникум, а потом заочно – Красноярский сельскохозяйственный институт. Пример перед глазами – отец. Механизатор, бригадир полеводческой бригады, животновод. В 21 год Владимир уже управляющий самого крупного отделения Сивохинского совхоза в районе.

– Директор мой так и говорил: «Ты, Володя, прямо как председатель колхоза имени Кирова в селе Фаначет». Потому что весь тот колхоз был меньше моего отделения, – рассказывает Якубович.

Раннее утро – а он, само собой, давно на ногах. Хозяйство большое, надо быть в курсе всех дел, за всем проследить. А тут еще корреспонденты. Даже на очень сжатую экскурсию по «Восходу» у нас ушло полдня и десятки намотанных по полям километров. Шутка ли – вагончик давно превратился в целый сельскохозяйственный комплекс, размещенный на 20 гектарах бывшей же поляны – склады, сушилки, административные здания. Четыре склада построили под зерно, заложили еще два. Сооружения просто огромные, напоминают самолетные ангары.

– Только зерновых у нас посеяно 9,5 тысячи гектаров. Первые склады были деревянными, а сейчас строим железобетонные. 32 тысячи тонн намолота надо же где-то разместить, – поясняет Владимир Петрович.

И это лишь вершина айсберга. В общей сложности у хозяйства – 22 тысячи гектаров земли. Из них 15 тысяч – под пашню. Сеют пшеницу, ячмень, горох, овес. Три сушилки – и все в работе.

– Сушим ячмень пять дней уже (мы побывали в хозяйстве в середине августа. – НКК), и так весь сентябрь. Так что все еще только начинается, – показывает нам свои владения сушильщик Василий Малышев.

Трудный хлеб

Уборочная стартовала в этом году трудно. Практически весь август шли дожди. Вот и солидный парк комбайнов – 16 красавцев производства «Ростсельмаш» – мы фотографировали не в поле, за работой, а на приколе.

– Помолотили один день и все, стоим, – переживает Владимир Петрович. – Каждое утро первым делом смотрю на небо – а там… С другой стороны, мы никогда не убирали легко. Не вспомню ни одного года, чтобы все прошло гладко, без сучка и задоринки. Например, пять лет назад август был просто чудесный. К началу сентября убрали 97 процентов посевов! Думали – остался последний рывок и… А вышло, что закончили уборку только в начале октября. Всегда вмешивается погода, всегда путает планы.

Пока комбайны находятся в вынужденном простое, в полях трудятся тракторы. Их в хозяйстве 23 – и наши, российские, и зарубежные. Все – энергонасыщенные, когда одна единица способна заменить более двух машин среднего класса. Техника оснащена широкозахватными агрегатами – в результате один тракторист делает в полтора раза больше работы, чем раньше.

Когда мы приехали на поле, техника обрабатывала пары. Здесь – другая напасть. Дожди активно помогают расти на парах сорной зелени.

– Разве можно сказать, что две недели назад здесь была обработка? – показывает на пробивающиеся тут и там никому не нужные побеги Якубович. – Четвертый раз за лето тракторы по парам прогоняем. А это лишние трудозатраты, сожженная солярка.

Зато пары получаются – одно загляденье. Выныривает из-за пригорка мощная машина, делает элегантный разворот и, рыкнув, снова уходит к другому концу кажущегося бесконечным поля.

– Это поле называется «Колыма». Не знаю, почему так его назвали – ведь Тасеево совсем недалеко, – продолжает рассказ Владимир Петрович. – По идее, так надо назвать другое. Наше самое дальнее поле находится за 40 километров (!) от райцентра.

Дороги к таким полям раньше были убитыми в хлам. Бывало так – идет КамАЗ с зерном, а следом трактор – чтобы, случись что, из ямы его вытаскивать. Полностью за свой счет «Восход» взялся решать и эту проблему – отсыпает дороги щебнем, равняет грейдером. Хотя специальной дорожной техники в хозяйстве, понятно, нет. Арендовать ее тоже сложно, да и людей выделить непросто. Но делают!

Кто, если не мы?

А на этих полях сохнут валки спрессованного сена. На два года вперед в «Восходе» заготовили сенажа.

– Здесь мы траву уже убрали. Тут посеяна люцерна, многолетняя культура. Будем использовать это поле и дальше, косить его 5–6 лет. Иметь солидный запас кормов – очень важно для нас, – говорит Якубович.

А важно потому, что в хозяйстве, помимо хлеба, серьезно развивают животноводство. Сейчас в «Восходе» по списку 2 200 коров мясной герефордской породы и 360 племенных лошадей. Почти весь скот, кроме молодняка, летом на выпасах. Всего таких выпасов шесть. На каждом круглосуточно находятся по два пастуха. Скачут на лошадях, словно ковбои. Рядом носится дружелюбная дворняжка – ее ласково называют «звоночек». Ласковая-то ласковая, а на волка отреагирует сразу: залает, позовет пастуха.

– Волки – настоящее стихийное бедствие, – говорит Якубович. – Пять лет назад они задавили 38 жеребят. Это был ущерб страшный. До того обнаглели – приходят прямо на стан и давят телят. Поэтому мы их там караулим. Ставим петли, капканы. Бороться с ними сложно: рядом земли заказника, с оружием находиться нельзя. Хотя мы и телят разорванных, и волков фотографировали, отсылали в компетентные органы, чтобы охотникам дали разрешение на отстрел.

Зато людям помогают… бобры. Рядом с полями они построили приличных размеров запруду. Из нее летом аграрии закачивают в емкости воду для опрыскивания посевов.

– Приехал туда однажды, а там три браконьера. Залезли, хотели плотину сломать. Дело чуть не дошло до драки. Но испугались, что позову подмогу, ушли, – рассказывает Владимир Петрович.

Закупочные цены на мясо, которые мне назвал Якубович, совсем смешные. Это потом, когда оно дойдет до прилавков, цена на него взлетит в разы. А самим крестьянам остается совсем немного.

– В 2020 году принесло нам мясное животноводство убытков почти на 6 миллионов рублей. В 2021 году – 1 миллион. Казалось бы, нужно все побросать. Но у нас такое воспитание, еще с советских времен: кто, если не мы? Вот все побросают – и что останется? Взялся  – значит, делай.

Эти убытки «Восход» покрывает за счет прибыли от растениеводства. Начатое было строительство собственного убойного пункта и небольшого колбасного цеха пришлось пока поставить на паузу.

Гордость «Восхода»

– А это моя гордость – племенные лошади, жеребцы тяжеловозной породы, – подводит нас к пригону Владимир Петрович. – У нас два племенных репродуктора. Они существуют уже 20 лет. Отдельно мы выращиваем советских тяжеловозов, отдельно – русских.

Жеребцы совсем молоденькие, двухлетки. Применительно к человеку – возраст 10-летнего ребенка. И правда – словно дети, бросают все свои дела и быстренько подбегают знакомиться, намекают на угощение.

– Простых-то лошадей в личных хозяйствах совсем не осталось. И вот к нам приезжают маленькие дети с родителями, дедушками и бабушками. Общаются с лошадьми, гладят их, фотографируются. Лошади у нас совсем ручные, дружелюбные. Можете в пригон зайти – они, шутя, за воротник вас потягают. Зимой могут шапку снять, – смеется Якубович.

Племенные тяжеловозы для улучшения местных пород из Тасеево отправляются в Хакасию, Казахстан, Забайкальский край. Республика Саха купила трех жеребцов – у них своя, якутская, порода, будут пробовать ее укрупнить.

Курсом на возрождение

В ООО «Восход» трудятся 86 человек. Плюс временные, сезонные рабочие на подработках.

– Сегодня у одного нашего водителя день рождения – 60 лет. Подарили ему конверт, а в нем 60 тысяч рублей. По тысяче за прожитый год. У нас так заведено: женщинам 55 лет отмечаем, а мужчинам 60. Хоть и пенсию отменили для этих возрастов, но мы все равно не проходим мимо этих дат, – говорит Якубович.

– А зерном поддерживаете?

– Конечно. У нас большая натуроплата. Простому разнорабочему мы даем по итогу уборочной 5 тонн зерна. Целую машину. А комбайнерам – от 12 до 14 тонн.

Когда на Донбассе и Луганщине началась специальная военная операция, Владимир Якубович и весь его коллектив решили: поможем. Районная газета «Сельский труженик» написала об этом так:

«В Тасеевском сельсовете готовится к отправке очередная партия ценного груза в помощь беженцам Донбасса. Ежедневно приходят жители с коробками и продуктами, предметами первой необходимости. Мы стали свидетелями того, как огромную партию продуктов привезли на машине с большим прицепом в сельсовет работники ООО «Восход». Это вклад руководителей, Владимира Петровича, Владимира Владимировича Якубовичей, их семей и всего коллектива. Владимир Якубович рассказал, что, зная ситуацию на Украине, то, как трудно приходится жителям – и русским, и украинцам, – они не смогли пройти мимо чужой беды. Сами испытали радость, делая добро для других людей».

Хозяйство «Восход» работает не как часы даже, а словно единый живой организм. Владимир Якубович прекрасно знает, что происходит в конкретную минуту на самых дальних его участках.

– Расширять посевные площади планируете?

– Конечно, планируем. Некоторые поля стояли брошенными по 30 лет. Если бы мы вам показали, сколько уже земли раскорчевали да как мы это делаем… Целое кино можно снимать. Так что продолжаем возрождать!

За помощь в подготовке материала авторы благодарят редактора газеты «Сельский труженик» Светлану Неводничеву.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но