Зерновой маркетинг

Заработают ли старые рецепты спасения села «по-новому»?

Зерновой маркетинг Заработают ли старые рецепты спасения села «по-новому»?

Государство вновь пытается помочь сельчанам эффективнее продавать урожай. Рецепт не нов – укрупнить и без того немаленькую Объединенную зерновую компанию (ОЗК). Изначально создание этого гиганта вызывало у производителей больше нареканий, нежели позитивных эмоций – продукция-то продавалась не ахти. А именно к повышению эффективности продаж, в том числе, и стремились ее создатели. Удастся ли избавиться от старых болячек, по сути, старыми методами?

Сегодня в самой ОЗК новое руководство. Гендиректор Сергей Левин признался, что в системе работы компании очень много недоработок – неорганизованности и неэффективности. Напомним, ее основная цель – помочь сельчанам более эффективно реализовывать и сохранять урожай. На деле выяснилось, что создание крупного координирующего центра – задача сложная и решается не быстро. Взять в пример те же зерновые интервенции – цена тонны зерновых постоянно колеблется. Получить постоянную прибыль или хотя бы работать по нулям у сельчан не получается. Особенно это актуально на фоне прошлогоднего рекордного урожая – зерна много, а стоимость малая.
Хотя в позапрошлом году компанию упрекали совершенно в обратном – закупки производились по максимальным ценам. По сути, ни о каких торгах речи и не было, а лишь о прямой закупке. Выигрывали при таком сценарии лишь крупные производители. Относительно мелкие даже не могли пробиться к заветной двери зерновой биржи. Однако потом в компании от прямых закупок отказались – цена начала плавать, порою опускаясь ниже нормального уровня. Производителям иной раз приходилось даже отказываться от контрактов и продавать зерно на сторону по более выгодной цене.
Впрочем, в последнее время от такой тенденции удалось избавиться, добившись увеличения точек доступа к торгам в регионах. В итоге к бирже могут подойти и менее крупные игроки. А вот проблема плавающей цены не снята. Но здесь приходится, как на зеркало, пенять на рынок. За что боролись, на то и на поролись. Рыночная экономика диктует свои условия. Сергей Левин объясняет низкие цены психологическим настроем игроков. Дескать, наши не умеют цивилизованно торговаться, вот и бросаются из крайности в крайность. Согласитесь, не очень внятное объяснение.
Вторая цель компании сводилась к более рациональному и бережному хранению продукции. Планировалось, что ОЗК выступит неким партнером и поможет регионам в строительстве новых элеваторов и прочей необходимой инфраструктуры. Этого, увы, не случилось.
В качестве терапии президент страны уже давно прописал ОЗК укрупнение – присоединение к компании крупных активов: элеваторов, хлебозаводов и др. Однако этот процесс до сих пор дрейфует. Называется очередной срок – конец февраля. А пока идут разбирательства с нынешними активами. Выяснилось, что в ряде предприятий, которые сейчас входят в компанию, налицо признаки преднамеренного банкротства.
Возможно, в этом году компания и покажет наконец свою эффективность. Ведь ожидается снижение урожайности в ряде регионов-рекордсменов. Директор балахтинского фермерского хозяйства «Черемушка» Александр Кауфман отмечает, что так называемая комплектация регионов выглядит довольно странно. Дело в том, что все регионы объединяются в некие площадки, на которых и происходят торги зерном. Красноярский край, например, попал в компанию с Алтайский краем, Кемеровской и Новосибирской областями. Урожайность в этих регионах традиционно высокая.
– В итоге, по закону рынка, из-за высокого предложения стоимость тонны зерна оказалась ниже, чем в Иркутской области. Вроде бы все правильно. Но ведь можно было подойти к комплектации по-другому. А то, выходит, нам просто помогают избавиться от зерна. Но это, на мой взгляд, никакая не поддержка сельских производителей, – считает Кауфман.
Кроме того, по его словам, сельчанам не всегда понятна и динамика торгов. В этом году закрытие планировалось на январь, но затем вдруг неожиданно появился график на февраль.
– Думаю, стабильность и прозрачность в этом деле играет немалую роль, так как, зная конечную точку закрытия сессий, производитель может рассчитывать объем зерна, который может реализовать, – говорит Кауфман.
Депутат Заксобрания Красноярского края Александр Дамм считает, что сама форма ОЗК не очень располагает к позитивным изменениям на зерновом рынке:
– Дело в том, что любое укрупнение способствует лишь усилению монополизации. А это, согласитесь, уменьшает конкурентность. На мой взгляд, для производителей было бы лучше увеличение количества посредников. Тогда и стоимость зерна повысилась.
Очевидно, что государству легче контролировать одного крупного игрока. Однако практика реализации этого сценария пока не дает позитивных результатов. Впрочем, наличие многих частников-посредников тоже не стопроцентный выход из ситуации. Ведь в таком случае актуализируется проблема бесконтрольности. И пока остается ждать и надеяться, что схема крупной зерновой биржи все-таки заработает.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного