Железнодорожная ветка на север

Железнодорожная ветка на север
Женщины-трудармейцы на строительстве дороги Решоты – Карабула, 1943 год

В Нижнеингашском районе Красноярского края строительство железнодорожной ветки Решоты – Карабула (раньше она называлась Нижнепойменная, так как станция Решоты располагалась в поселке Нижняя Пойма) началось еще в 1930-х годах. Здесь открылись лесозаготовительные отделения исправительно-трудовых лагерей, и стали строить железную дорогу на север.

В годы войны железная дорога стала стратегическим объектом. По ней возили грузы, доставляли эшелоны с солдатами на фронт. В 1941–1945 годы в районе росли планы лесозаготовок. Одно только учреждение У-235 Краслага произвело за годы войны 5 413 тысяч кубометров древесины, 551 тысячу кубометров пиломатериалов, 5 586 тысяч шпал. В самый переломный момент войны – в ходе Сталинградской битвы – сибирские шпалы были использованы для строительства железной дороги Саратов – Сталинград, что позволило быстро перебросить крупные группировки войск в район решающего сражения.

Железная дорога была нужна и для перевозки леса. В 1942–1943 годах на ее строительство отправлялись отряды трудармейцев, которые состояли из сосланных. Одна из участниц строительства дороги Решоты – Карабула Екатерина Гольцер вспоминала: «В летнее время возводили насыпь, работая вручную – лопатами и тачками. Затем укладывали шпалы. Каждый рельс тянули на веревках всей бригадой в 25 человек».

Заключенные провели от железнодорожного разъезда Решоты на Транссибе первую узкоколейку на север для перевозки леса. При этом от станций отходили дополнительные ветки к местам вырубок. Совокупная длина «трассы 915» составляла 556 км (для сравнения: современная линия Решоты – Карабула вдвое короче). Позднее главный ход этой ветки переложили на широкую колею, а боковые ответвления разобрали.

Фото из книги Антона Бооса «Забвению не подлежит»

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от
Три четверти успеха
85 лет назад, 21 мая 1937 года, началась знаменитая советская экспедиция «Северный полюс – 1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.
О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о