Железнодорожная ветка на север

Железнодорожная ветка на север
Женщины-трудармейцы на строительстве дороги Решоты – Карабула, 1943 год

В Нижнеингашском районе Красноярского края строительство железнодорожной ветки Решоты – Карабула (раньше она называлась Нижнепойменная, так как станция Решоты располагалась в поселке Нижняя Пойма) началось еще в 1930-х годах. Здесь открылись лесозаготовительные отделения исправительно-трудовых лагерей, и стали строить железную дорогу на север.

В годы войны железная дорога стала стратегическим объектом. По ней возили грузы, доставляли эшелоны с солдатами на фронт. В 1941–1945 годы в районе росли планы лесозаготовок. Одно только учреждение У-235 Краслага произвело за годы войны 5 413 тысяч кубометров древесины, 551 тысячу кубометров пиломатериалов, 5 586 тысяч шпал. В самый переломный момент войны – в ходе Сталинградской битвы – сибирские шпалы были использованы для строительства железной дороги Саратов – Сталинград, что позволило быстро перебросить крупные группировки войск в район решающего сражения.

Железная дорога была нужна и для перевозки леса. В 1942–1943 годах на ее строительство отправлялись отряды трудармейцев, которые состояли из сосланных. Одна из участниц строительства дороги Решоты – Карабула Екатерина Гольцер вспоминала: «В летнее время возводили насыпь, работая вручную – лопатами и тачками. Затем укладывали шпалы. Каждый рельс тянули на веревках всей бригадой в 25 человек».

Заключенные провели от железнодорожного разъезда Решоты на Транссибе первую узкоколейку на север для перевозки леса. При этом от станций отходили дополнительные ветки к местам вырубок. Совокупная длина «трассы 915» составляла 556 км (для сравнения: современная линия Решоты – Карабула вдвое короче). Позднее главный ход этой ветки переложили на широкую колею, а боковые ответвления разобрали.

Фото из книги Антона Бооса «Забвению не подлежит»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: В музее повести «Последний поклон» сохранились подлинные вещи бабушки писателя
Наверное, совсем немного найдется в России музеев, посвященных конкретному литературному произведению, если такие вообще есть. Но поклонникам главной книги о
Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь