Солнечный летний день, кучка ребятишек на детской площадке что-то с интересом рассматривает. Вдруг от нее отделяется фигурка и бежит ко мне: «Тетенька, спасите кошку! Тетенька, пожалуйста!» – кричит ребенок. Сворачиваю с маршрута и бегу к детям. Честное слово, такого ужаса я никогда не испытывала и, надеюсь, больше не испытаю. Мальчик лет 12 сидел на корточках перед рожающей кошкой и периодически поджигал ей шерсть – то на хвосте, то на боку, то на ушах. Несчастное животное не могло сдвинуться с места, только мяукало и ползло боком. И за всем этим с любопытством наблюдали дети. Только один очнулся и понял, что происходит что-то ужасное.
Кто виноват?
Кошку удалось спасти (ветлечебница была через дорогу), котят тоже, но донести до 12-летнего подростка и его родителей ужасный смысл происходящего мне не удалось. Родители сначала удивились поступку сына, потом при мне же, видимо «для отмазки», надавали ему тумаков, а затем «наехали» и на меня – мол, кошка дворовая, а я лезу не в свои дела.
История эта заставила меня задуматься: в моем детстве нормой было любить и оберегать дворовых животных, подкармливать их и приносить домой, сейчас, получается, норма для детей – это бить и уничтожать «ничейных» кошек и собак. Неужели то самое падение нравов, о котором твердят писатели и педагоги, – реальность? И год от года наши дети становятся все грубее и агрессивнее, все меньшую ценность имеют для них дружба, любовь, жизнь животного, а может, и человека…
Елена Володенкова, заведующая детским поликлиническим отделением КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1», говорит, что с каждым годом к ним обращается все больше пациентов с повышенным уровнем агрессии.
– И пугает нас даже не то, что таких пациентов становится больше, а то, что формы их жестокости становятся все более изощренными. Тот же детский суицид – это тоже форма агрессии, но направленная на себя. Надо понимать, что изначально в человеке агрессия уже заложена природой, но за счет некоторых факторов она может либо развиться до опасной для общества степени, либо остаться на уровне, необходимом для успешного выживания.
Психологи выделяют несколько факторов проявления жестокости у детей. Первый – это то, о чем говорит Елена Александровна. Если не задать ребенку в самом младшем возрасте некую культурную систему координат, он начнет вести себя инстинктивно, «по-животному», а значит – жестоко и агрессивно.
Помимо этого существует фактор стиля воспитания. Чрезмерно подавляемые дети, растущие в семьях, где царит авторитарный стиль воспитания, ищут выхода накопившимся отрицательным эмоциям. А поскольку они копируют поведение родителей, то эмоциональная разрядка у них наступает в процессе вымещения злости на тех, кто слабее.
Несмотря на то что человечество движется к гуманизации, наказывать детей физически в семьях стали чаще, – говорит Елена Володенкова. – Для многих родителей ребенок стал раздражающим фактором: о нем надо заботиться, тратить на него деньги, свободное время. А если уровень нервозности у родителей повышен, то вся «забота» сводится к крикам, шлепкам и подзатыльникам.
По поводу возможности наследования агрессии и жестокости Елена Александровна говорит следующее:
– Наследственный фактор нельзя отбрасывать. По разным данным, такие поведенческие нарушения наследуются в 50–70 % случаев. Но сказать, что нарушения поведения и агрессия однозначно передаются по наследству, нельзя. Наследуется определенный темперамент, на который накладывается характер воспитания. Если совпадают фактор наследственности и фактор неэффективного воспитания, то ребенок будет агрессивен и жесток. Но, к примеру, если даже один из родителей сидит в тюрьме за жестокое убийство, а его сын воспитывается мамой, что называется, правильно, то никакой особой жестокости ребенок не проявит. И наоборот – воспитанный в профессорской семье, но выросший на компьютерных «стрелялках» ребенок может быть очень жестоким.
Фактор окружения. От того, каков микроклимат в детском коллективе, как ведет себя лидер этой группы, зависит и то, насколько ребенок склонен к проявлениям жестокости. И если хотя бы один из детей научен правильно «выпускать пар», то рано или поздно остальные усвоят у него этот эффективный инструмент.
Фактор конкретной общественно-культурной ситуации. Морально-нравственные установки, продуцируемые обществом, играют важнейшую роль в формировании жестокости у детей.
– Дети – это зеркало нашего общества, они сами по себе не стали агрессивными, они лишь повторили вслед за взрослыми, – считает Елена Володенкова. – Родителями сейчас становятся дети 1990-х, которые с молоком матери впитывали агрессию, являвшуюся нормой жизни для того времени даже на государственном уровне. Если и до сих пор в нашем обществе превозносятся «сильные люди», прошедшие по головам ради своего блага, то как мы в рамках этих координат можем вырастить добрых детей?..
Фактор медиасреды.
Современные дети проводят перед телевизором и компьютером очень много времени. А что там? Сплошное насилие, убийство, кровавые аварии, войны. Мы оправдываем убийства одних другими, осуждаем убийства, но дети не различают этих тонких граней, они воспринимают насилие как некую норму жизни, – комментирует эксперт.
– Родителям нужно очень внимательно следить за тем, что смотрят их дети. Два-три часа в день, проведенные за компьютером, даже если ребенок и играет в совершенно безобидные игры, отрицательно влияют на его психику.
Что делать?
Начинать с себя, говорят психологи. Дети копируют поведение взрослых, точнее, воспринимают они только дела, а не слова. Если вы говорите ребенку, что грубить нехорошо, а будучи за рулем, направо и налево оскорбляете участников движения, то будьте уверены: ребенок так и не поймет, почему грубить – это плохо.
Ограничение просмотра телевизора и изучения Интернета – это не каприз педагогов, а необходимое условие для формирования полноценной здоровой личности. Проводите как можно больше времени с ребенком, помните, что за детской жестокостью часто скрывается депрессивное состояние и только родительское участие может помочь ребенку.
Римма ЕФИМКИНА, кандидат психологических наук, психотерапевт, ведущий психолог учебно-научного центра психологии НГУ
– Наши законы постепенно «молодеют» – это не говорит о том, что злых детей стало больше, это индикатор того, что взрослые не владеют инструментами эффективного воспитания.
Интернет и телевидение наполняем информацией мы с вами. И возникает вопрос: а зачем мы наполняем их жестокостью? Причина жестокости наших детей не в обезличенных явлениях типа СМИ, а в нас самих.
– Как бороться со своей жестокостью взрослым?
– В вашем вопросе уже заложена агрессия. Нужно не бороться, а интегрировать и осознавать. В человеке есть божественное и животное начала. Нужно это понимать и учиться с этим жить. А именно нужно уметь управлять своим гневом. И тут очень действенен метод «трехчастного высказывания», когда человек говорит: «Я злюсь на тебя потому, что ты делаешь то-то и то-то, и для меня это означает то-то и то-то». Если человек – неважно, ребенок или взрослый, может выразить таким образом свою агрессию, она выходит из него, не причиняя вреда вообще никому.
Проявление жестокости и агрессии закономерно для развития детской психики, если речь идет о кризисах, к примеру, кризисе трех лет. Ребенок становится упрямым, обзывает родителей, ругается. Родители стараются подавить такое неправильное с их точки зрения поведение. Но делать этого нельзя: если заставлять ребенка быть «добрым», а на самом деле – послушным, то можно затормозить формирование волевых качеств.
– Как реагировать на детскую агрессию?
– Любое асоциальное поведение (а есть еще антисоциальное, которое карается законом) требует ответной реакции родителей. Замахнулся на маму, укусил папу, стукнул сестру… Бить в ответ нельзя. Это замкнет круг. Нужно дать понять, что ты чувствуешь. Если мама не бьет, а всем своим видом показывает, как ей больно и плохо, то со временем ребенок просто не сможет поднять руку на ближнего. Если же родители понимают, что не справляются, нужно обратиться к психологу.
– Занятия спортом помогают снизить «накал страстей» у агрессивных детей?
– Конечно, но временно, потому что это сублимация. В спорте ребенок может отыграть свою агрессию социально одобряемым способом. В спорте можно даже применять силовые приемы, никто за это не накажет.