Спасо-Преображенский мужской монастырь виден со многих точек Енисейска. Стоит он на горочке на развилке дорог, мирские жилища как будто ниже его не только по местоположению, но и по званию. Да и своим колером святая обитель выгодно отличается от деревянных домишек, расплодившихся вокруг него за долгие годы существования этого исторического места. До 1990-х годов пристанище монахов и трудников было заброшено, разграблено и осквернено кровью слуг господних. С перестройкой здесь вновь затеплилась жизнь, а два года назад завершилась реконструкция. Но работа так и не закончилась. То здесь, то там всплывают досадные недостатки.
Разруха: до и после
Благочинный Спасо-Преображенского мужского монастыря иеромонах Иннокентий бодро хрустит снегом, обегая монастырские владения. Он радуется преображению святой обители. Вот из пивзаводского корпуса (пивзавод раньше примыкал к исторической территории монастыря) сделали братский келейный корпус, а в старых кельях оборудовали архиерейский дом с административными кабинетами на первом этаже. Для украшения архиерейской трапезной заказали картины о Енисейске. На них – все старинные храмы города. Благочинному и самому интересно посмотреть, как изображали художники прежнюю монастырскую жизнь: вот здесь монахи гуляют, а здесь дерево стоит здоровенное, трудник на тачке что-то тащит. Все сюжеты с дореволюционных фотографий. Сегодня это единственная возможность увидеть подлинные енисейские храмы такими, какими они задумывались и строились нашими предками.
От прежнего монастыря мало что сохранилось до сегодняшних дней. В 1920-е годы его разграбили с отменной жестокостью, вынесли все чудодейственные иконы. А в 1970-е годы разместили в храме овощехранилище.
– Основное здание храма разрушили полностью, фрески уничтожили в советское время. Старые люди еще видели их фрагменты, когда по руинам лазали, но восстановить было невозможно, – рассказывает иеромонах Иннокентий (Шведов). – В 1991 году игумен Мефодий приехал сюда возрождать монашескую жизнь. Вместе с монахами своими силами восстановил Преображенский придел, вставил окна, оштукатурил и отслужил первую Пасху.
В 2005 году за реконструкцию памятника культуры и архитектуры взялись власти. Завершилась она только в 2012 году. Сейчас монастырь, как белая лебедушка, выделяется своей ухоженностью среди других полуразрушенных исторических храмов Енисейска. Но, как говорит благочинный, великолепие это видимое. За ним масса мелких недочетов, которые еще необходимо устранять.
Все по проекту?
Реставрация прошла, а через короткое время появились трещины, проступила сырость.
– Много минусов было – начиная от окон и дверей, – рассказывает благочинный монастыря. – Посмотрите, какой навес сделали – карандашик. Эти навесы наши массивные входные двери не выдерживают, отваливаются. Претензии предъявили, нам дополнительные шурупчики прикрутили – и все. Начинаем жаловаться, нам говорят: «Все по проекту. Будьте благодарны и за это».
Научно-проектную документацию работ по сохранению объекта культурного наследия составляла лицензированная организация, согласовывало министерство культуры Красноярского края. В министерстве замечают: в 2012 году, когда шла приемка Спасского монастыря, со стороны присутствующего игумена Никанора (настоятеля монастыря) замечаний о низком качестве выполненных работ высказано не было. А если сейчас возникают проблемы, на их устранение, в соответствии с госконтрактом, дается гарантийный срок два года со дня приемки объекта.
В обители замечают: да, претензии предъявляем, огрехи устраняют. Но разве можно так халатно относиться к государственным деньгам и своим делам?
Монахи – люди самостоятельные. На обустройство монастыря готовы все силы кинуть. Территорию очистили самостоятельно. Освободившуюся землю перекопали – сделали огород и клумбы, выложили дорожки вокруг храма, заасфальтировали центральную часть.
– Территории обители достаточно, но ее нужно осваивать. Вот банька старая, уже сгнившая, мы новую строим. А со временем появятся и хозяйственные постройки – стайки, в которых будем живность держать – курочек, коров, коз, – перечисляет благочинный. – Чтобы у нас были яички, молочко – то, что можно монахам есть.
Возможно, многие проблемы с промерзанием и сыростью храма можно было бы решить, утеплив центральный алтарь. Сейчас он холодный, службу в нем проводят только летом, зимой помещение закрыто. Оттуда веет холодом, на стенах изморозь.
– Мы не хотим, чтобы храм был как музей, он должен быть более функциональным, – говорит иеромонах Иннокентий. – Теплые приделы маленькие, их не хватает. Мы вели переговоры об утеплении центрального алтаря. Но здесь необходимо принимать конструктивные решения – чтобы и свод утеплить, и внешний вид храма не испортить.
Денег на эти работы никто не выделяет, да священнослужители и не просят, говорят: «Своими силами тянуть будем. Даст Бог – сделаем».
Опасения иеромонаха
или Почему стоимость работ растет как на дрожжах
В центральном алтаре монастыря еще до революции стоял большой иконостас (сейчас его называют историческим). В 1920-е годы его разобрали, часть икон и резных фигур перенесли в храм Успения Божьей матери, там же находится тело исторического иконостаса. В мужском монастыре сохранилась только фотография этого чуда и большое желание восстановить его. С такой просьбой служители Спасо-Преображенского монастыря два года назад обратились к губернатору края и нашли отзыв.
– Были выделены средства на восстановление исторического иконостаса, но работы так и не начаты, – разводит руками благочинный монастыря. – Какие-то силы мешают это сделать. Деньги выделены, но говорят, что в Красноярском крае нет фирмы, которая имела бы лицензию на производство таких работ. Хотя мы точно знаем – в Енисейске такие специалисты есть, и они готовы отреставрировать иконостас. Может быть, кто-то хочет подмять под себя этот заказ?
История реставрации старого иконостаса Спасо-Преображенского монастыря действительно интересная. Только за два года стоимость работ выросла в пять (!) раз. В министерстве культуры Красноярского края констатируют: в 2012 году заказчиком по объекту «Иконостас Спасского собора енисейского Спасского монастыря» выступало государственное бюджетное учреждение «Управление капитального строительства». Лимит финансирования на эти работы из краевого бюджета был определен в размере трех миллионов рублей. В августе 2012 года даже объявили конкурс на реставрацию икон и скульптур иконостаса, но размещение его было отменено, так как в единственной заявке не были представлены сведения о квалификации участника.
Нынче КГКУ «УКС» информирует: для комплексной реставрации сохранившихся фрагментов иконостаса и восполнения его утрат необходимо разработать проектную документацию. По этому поводу министерство культуры уже провело переговоры с ведущими научными центрами, специализирующимися в области реставрации древнерусского искусства. Как пишут чиновники от культуры, «по результатам сотрудничества минкультуры края со Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И. Э. Грабаря определена стоимость проектных работ, которая составляет 500 тысяч рублей, и стоимость комплексной реставрации иконостаса, которая ориентировочно составляет 15 миллионов рублей».
Эта сумма включена министерством культуры в реестр потребностей в дополнительных ассигнованиях на 2015 год. Как они будут оценены – это вопрос. Еще интереснее – не уйдут ли эти деньги за пределы края сторонней фирме и не сбудутся ли опасения енисейского иеромонаха.