Журналисты Донбасса: работа в условиях реальной и информационной войн

Журналисты Донбасса: работа в условиях реальной и информационной войн
Мастерская духовых инструментов в одном из монастырей ЛНР. Об уникальных мастерах написала Оксана Чигирина в своем материале «Золотое сечение души»

На последних курсах университета у нас появился спецкурс по специфике работы журналистов во время военных конфликтов. Ходили мы туда, честно говоря, раз через три: вероятность работать в опасных зонах была минимальной, считали, что эта информация не пригодится никогда… То, что всего через несколько лет начнет происходить на востоке Украины, тогда было сложно даже представить. Одно из немногих запомнившихся из лекций того спецкурса – «ни одна из сторон противостояния не имеет права стрелять в журналиста». Но реальность далека от теории. Об этом рассказали журналисты из Донбасса, которые приехали в наш край на медиафестиваль «Спас на Енисее». 

 Украина нас «расчеловечивала»

Пожалуй, именно их выступления стали кульминационными – самыми яркими, эмоциональными моментами события.

Оксана Чигрина привезла с собой книгу «Расстрелянное детство Донбасса». Книга о тех детях, которые за несколько лет жизни видели больше ужасов, чем десятки миллионов взрослых за долгие годы. Например, рассказ о девочке, прожившей всего несколько дней до того, как ее убили. Или о 12-летней Лере, которая вместе с мамой и остальными родственниками в самом начале конфликта на Донбассе села в кузов автомобиля для «эвакуации», организованной ВСУ. Машина проехала совсем немного, потом неожиданно взорвалась. И еще много подобных историй…

 Как Украина делала нас «не нашими»? – задает вопрос военкор Оксана Чигрина и сама отвечает на него: – Во всех регионах размещались корпункты различных украинских каналов, и вот повестка дня как формировалась: сюжеты на западе – детки танцуют, поля сеются, бабушки занимаются рукоделием. Какие новости показывают из Луганска и Донецка? Криминал, уголовщина, аварии… Таким образом Украина нас «расчеловечивала».

Уже несколько лет Оксана работает журналистом в Луганске. С детства она увлекалась фотографией, поэтому в редакции ей сначала дали фотоаппарат, простую «зеркалку», и отправили на задание, которое впоследствии стало обыденным, – фиксацию обстрелов. Поселки Голубовская, Фрунзе, которые на протяжении восьми лет не сходили из фронтовых сводок. На фото – люди на фоне их уничтоженных домов.

И хотя, как говорит Оксана, за годы украинского террора никаких чувств уже не осталось, вспоминая один из таких «обыденных» случаев, она не может сдержать слез.

– Мы приехали после обстрела – женщина чудом осталась жива, потому что с сыном поехала в больницу, от дома ничего не осталось. Она только и сказала: «Ну что ж…» Но потом долго рыдала, когда увидела, что погиб ее поросенок Борька. Вообще, я заметила, очень часто люди горевали не о домах, а когда ранения получали их телята, когда погибали их собаки…

Что касается гибели людей – к этому невозможно ни привыкнуть, ни смириться.

Работа журналиста на Донбассе небезопасна. И поэтому требование для военкоров – носить синие каски и бронежилеты с надписями «ПРЕССА» – скорее, вызывает недоумение.

Мы стараемся слиться с толпой, с местными, а синий броник, синяя каска считаются у нас хорошей мишенью для ВСУ, я не знаю, может, им дополнительно доплачивают за журналистов, – отмечает Оксана Чигрина.

В этом году на медиафестивале «Спас на Енисее» много наград завоевали журналисты с новых российских территорий, в том числе и Оксана стала победителем за потрясающий текст «Золотое сечение души» – об уникальной мастерской по реставрации и изготовлению струнных смычковых инструментов – скрипок, альтов и виолончелей – в одном из монастырей Станично-Луганского муниципального округа.

Вам этого не понять

Еще один призер медиафестиваля – начальник редакционно-издательского управления ГУП ЛНР из Луганска Екатерина Богуцкая. Говорит, в 2014 году она не интересовалась политической ситуацией. В ее родном Первомайске, который впоследствии назовут самым разрушенным городом ЛНР, было тревожно, и они с мужем и маленьким сыном решили уехать в Санкт-Петербург.

 В июле 2014-го Первомайск подвергся массированному обстрелу, – вспоминает девушка. – Никто из нас не думал, что такое вообще может произойти, это был невероятный шок. Очень страшно: погибших людей хоронили прямо во дворах, в парках. Несколько лет спустя, когда началась спецоперация и российская армия пришла к нам на помощь, ВСУ опять просто как в агонии били по школам, детским садам – не разбирая куда, лишь бы побольше разрушить и ничего не оставить. Они думали, что город еще в 2014-м был уничтожен и там жить невозможно. Но мы народ упрямый и все восстанавливаем.

Сейчас Екатерина живет в Луганске, работает в медиахолдинге, куда входят несколько газет и телеканалов. Темы публикаций и сюжетов – уже мирные: изменения законодательства, достижения аграриев… Темы мирные, но ситуация во многих местах еще фронтовая.

Так, в одну из редакций медиахолдинга был прилет в марте, здание сильно пострадало, к счастью, журналистов в тот момент не было на месте.

Оказалось, кстати, что такое «архаичное» СМИ, как газета, во время боевых действий очень востребовано. Связь «глушат», и другого источника, из которого можно узнать, что происходит, просто нет.

 Очень важно говорить о том, что происходит на прифронтовой территории, – говорит Екатерина. – Чтобы не было искажения информации. Ведь СМИ Украины не молчат. А мы свою правду говорим как-то очень тихо… Вот сейчас в сюжете, который показывали на медиафестивале про районы Сватово, Кременной, когда говорили об обстрелах, почему-то не звучит, что стреляли именно украинские военные. Нужно, чтобы об этом знали.

Перемены, которые происходят сейчас на Донбассе, где уже много лет не делалось вообще ничего, дают надежду, что здесь перестанут убивать и начнется нормальная жизнь.

Ну кто бы и когда поверил, что у нас появятся новостройки?! – с восторгом, непонятным для нас, жителей мирных территорий, рассказывает Екатерина Богуцкая. – А сейчас смотришь, как новоселы получают ключи, – такое волнение, до мурашек, и гордость за то, что мы наконец начинаем жить по-другому. Сотни километров дорог собираются восстановить. Вспомнить только, как раньше я ездила домой, в Первомайск, а сейчас – ну как в России!

– Вы же уже и есть Россия…

Да, но… вот это все – новостройки, дороги, может, для вас мелочи, может, вам это и не понять, потому что вы всегда так жили. Я передать не могу, какая радость была, когда Россия пришла, как люди плакали. Мы действительно ждали этого долгие годы. Конечно, и до этого поддержка всегда была, ощущалось, что мы не одни – и не только когда гуманитарные грузы приходили, – а сейчас вообще плечи расправляются. Я думаю, что это чувствует каждый.

Фото предоставлено Оксаной ЧИГРИНОЙ

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 октября 2024
Трудный урожай 2024 года
Сегодня, 13 октября, в России отмечают День работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Аграрии Красноярского края встречают свой профессиональный праздник
Без рубрики
12 октября 2024
Позывной «Велес». Работа и мечта снайпера
НКК продолжает цикл портретных интервью с нашими земляками, участниками спецоперации. Владимир Михайлович КАДОЧАГОВ, кавалер ордена Мужества, награжден боевыми медалями. Уроженец
Без рубрики
11 октября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Портрет писателя приобрела Третьяковская галерея
На фоне покрытого морозными узорами окна строгое и сосредоточенное лицо человека за правкой рукописи – многократно переписанной повести «Пастух и