А потом с нами что-то случилось…

Лучше б я не доставал эту коробку со старыми черно-белыми фото. Опять накатило и вспомнилось…

Вот групповой снимок. 1983 год, весна. Прекрасный белый город Кишинев. Человек 40, в основном молодых людей, стоят на крыльце института…

Я тогда работал механиком на заводе в одной молдавской дыре. Меня послали на месячные курсы повышения квалификации. Был в Кишиневе такой всесоюзный многоотраслевой институт, куда народ ездил «повышаться» со всего Союза. Знали, куда отправлять. Юг, солнце, тюльпаны. Вино стоило копейки.

В комфортабельной 9-этажной общаге после занятий и лекций было очень нескучно. Люди съехались из всех республик и сразу стали дружить.

Мне кажется, именно с этой целью и был построен тот институт. А не для «повышения квалификации».

Все общались на русском, и никто не говорил, что это «язык оккупантов». Густое каберне било ключом. В разнополых и разновозрастных интернациональных компаниях по вечерам было весело.

Русские, молдаване, узбеки, латыши, казахи, киргизы общались, знакомились, травили анекдоты, рассказывали про свои города и республики, обменивались адресами. Словом, устраивали зажигательные интернациональные посиделки с песнями и плясками народов СССР. И даже, не побоюсь этого слова, полежалки. Сами, от души, никакая партия не заставляла.

Мы жили в комнате с немногословным прибалтийским парнем Арунасом. Он рассказывал, как прекрасен Вильнюс, потягивая ароматное десертное вино «Флоаре», которое полюбил больше других. Напротив жили армянка и белоруска. Они нравились нам, мы — им. Такие хохотушки…

Потом мы с Арунасом переписывались, даже в гости друг к другу собирались, но что-то не срослось. Ко мне в Молдавию приезжали ребята из Белоруссии, Украины. Тогда, во времена СССР, ездить в гости в другие республики было дешевле, чем сегодня сибиряку  в Крым.

А через год была уже стройка в Сибири. Всесоюзная ударная. Мы жили в общаге с товарищем-башкиром. Дружили с девушками-украинками.

Да что я вам рассказываю? У тех, кому под 60, таких историй тьма. Тоже, поди, ностальгируете, перебирая фотографии? Если вы, конечно, романтик старой закалки, а не из этих, которые ненавидят нашу историю.

Дефицит, «железный занавес», парткомы и цензура почему-то забылись. А украинские малярши – как живые перед глазами. Оля и Тамара.

Хорошо мы жили в большой стране. Мне нравилось. А кто скажет, что ездить на Рижское взморье или в Одессу без загранпаспортов, таможен и виз было плохо, тому заплатили.

Кто считает, что Россия «кормила» остальные 14 республик, тот просто жертва дурной пропаганды. Мы все друг друга кормили, помогали, и все были друг другу нужны. В семье лишних людей не бывает.

Страна строила заводы во всех республиках, а эти заводы выпускали продукцию для всей страны. Забыли, что ли, радиоприемники ВЭФ или натуральные молдавские соки, которые продавались от Калининграда до Сахалина?

Чем плохо было? Кому это все мешало?

А потом с нами что-то случилось, и многие люди сошли с ума.

Ладно, положу я лучше коробку с фотографиями обратно в шкаф. От греха подальше. Нечего бередить душу. Не время сейчас. Или, наоборот, самое время?

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

24 марта 2023
Двадцать пять тысяч самоваров Ивана Фомича
В который раз убеждаешься, что русскую литературную классику невозможно сбросить с парохода современности, поскольку она во многом и есть современность.
17 марта 2023
Пацифизм – только для русских
Жизнь научила, что обладатель российского паспорта, выступающий под лозунгом «Нет войне!», на самом деле за войну с нашим поражением в
4 марта 2023
Нейросеть и деревянные солдаты
Самая популярная в мире программа-собеседник ChatGPT, имеющая около 100 миллионов активных пользователей, недавно призналась, что из всех биологических существ более всего

Советуем почитать