В Красноярске в рамках социокультурного проекта «РУСАЛ ФестивAL#Театр» состоялась премьера уникального спектакля «Чуш» Астафьева, или Все, что осталось после нашей экспедиции на родину автора». Постановка увидела свет после двухнедельной экспедиции студентов Школы-студии МХАТ в Овсянку и почти года работы над сценическим материалом.
– Красноярск – один из самых театральных городов России, и для нас очень волнительно представлять свою работу на этой прославленной сцене, – так начал выступление перед спектаклем куратор курса и режиссер спектакля Виктор Рыжаков.
По его словам, премьера в краевом центре – своеобразный отчет о проделанной работе. А сделано было очень много: после двухнедельного погружения в быт жителей Овсянки еще год шла кропотливая работа над спектаклем, в который вошли очень разные произведения Виктора Петровича Астафьева: «Фотография, на которой меня нет», «Руки жены», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Смерть охотника», «Пролетный гусь»…
Постановка изначально получилась шестичасовой, но для краевого зрителя ее аккуратно ужали до привычных двух часов, сохранив динамику и интригу неочевидных переходов от одного текста к другому.
– Год назад мы были очарованы Красноярском и Красноярским краем. Мы хотели сделать спектакль по Астафьеву, но не могли понять как, – поделился Виктор Рыжаков. – Виктор Петрович Астафьев – противоречивая личность с огромным сердцем. Для нас было важным передать его ценности, которые выковывались в Сибири, в красивейшем крае, где все сходится – и жара, и мороз, который мы испытали на себе. И даже он не смог противостоять той любви, которую мы нашли в его творчестве.
Спектакль на самом деле посвящен в первую очередь любви, хоть все подобранные тексты и пропитаны бесконечной человеческой болью военного и послевоенного поколений сибиряков. И, конечно, именно в Красноярске этот спектакль звучал особенно пронзительно, позволяя нам, так хорошо знающим тексты великого земляка, взглянуть на него глазами первочитающего.
Текст в этой постановке смотрится очень выпукло, его не заслоняют музыка и минималистичная сценография. Музыкальное сопровождение спектакля заслуживает особого внимания. Аккордеон, деревянные плечики, миска, в которую капает вода, топор и даже скотч – все это звучало прямо на сцене и создало в итоге полноценную музыкальную картину.
Декорации – буквально забор, две лавки и две калитки, именно через них идет движение всего спектакля – как круговорот жизни от рождения до смерти и потом опять к рождению. От одного текста Астафьева к другому.
Рассказы, затеси, отрывки чередуются так, чтобы у зрителя все-таки осталась надежда. Любовь, смерть, фарс, отцы, дети, война, калеки. Обычная жизнь обычного человека, в которой гений видит то, что в беспросветном аду приближает к божественному. Любовь, конечно. Пронзительную, простую и безнадежную.