Несколько лет назад познакомился с феноменом занимательной статистики. Согласно одному из опросов, 80 процентов назвали себя православными, при этом 60 процентов из них признают существование Бога. То есть где-то на просторах страны болтается 20 процентов православных, которые в Бога не веруют.
Над этим можно смеяться сколько угодно, но такой расклад мне кажется вполне правдоподобным. Хотя бы потому, что с понятийной кашей, заполнившей множество черепных коробок, приходится сталкиваться почти ежедневно.
Не в осуждение говорю, поскольку сам не тверд, пребываю в развитии – может, с такими же и встречаюсь.
Речь о случаях более радикальных.
Немного теории. То, что мы называем убеждениями или верой, подразумевает взгляд на мир сквозь призму избранного идеала.
Если ты пацифист, то отвергаешь любое насилие, чем бы оно ни было обусловлено. Если либерал – то за свободу мнений, торговли и против тотального госрегулирования. Коммунист – за национализацию, социальное государство с отделенной от него Церковью. Христианин все соизмеряет с Евангелием, мусульманин – с Кораном.
В нормальной ситуации приправы к «основному блюду» могут быть разными: среди вполне сознательных православных достаточно таких, кто не считает монархию единственно приемлемой формой власти; есть коммунисты, вопреки Марксу лояльные к религии; есть либералы, которые за сильное государство… Все это – предмет мирных дискуссий.
Но я говорю не о «приправах», а о сочетаниях, в принципе несовместимых: о фуа-гра с помоями; о пацифистах, уверенных, что всех «милитаристов» следует запереть в клетку и поджечь; о либералах, считающих, что только их взгляд на мир имеет право на существование, а прочее надо «вычистить»; о «православных», провозглашающих Церковь общественно-историческим злом, и о тех самых 20 процентах из занимательной статистики…
Иногда, кстати, такого рода абракадабры поддаются пониманию и объяснению. Одна моя знакомая как-то сказала: «Я атеистка, но я ведь православная атеистка», – и перевод выглядит примерно так: в Бога я не верю, но считаю себя русским человеком, люблю русскую культуру.
Но такой перевод возможен действительно лишь «иногда» – чаще всего это все та же мировоззренческая смесь, когда человек сам в точности не понимает, во что верит и что творит.
Один из ярчайших образцов смеси – Наталья Поклонская, провозвестница «русской весны», прославившаяся яростным, поистине беззаветным монархизмом (говорю без иронии) в борьбе с фильмом «Матильда», очернявшим образ царя-страстотерпца.
До сих пор памятны ее торжественные хождения в парадном мундире российского прокурора и с портретом последнего российского императора, объявленное ею чудо мироточащего мраморного бюста Николая Второго, многочисленные уверения не отдавать врагу ни пяди, ни миллиметра Святой Руси.
Потом наступила пауза: «Матильда» провалилась в прокате (не из-за Поклонской, а потому что кино слабое), куда-то исчезли портреты и бюсты, пресса сообщала, что Наталья Владимировна попала под влияние некой секты «царепоклонников», базирующейся в Екатеринбурге, но выпуталась…
И вот спустя некоторое время появился обновленный персонаж в вышиванке, выступающий почти с той же страстностью за право русских детишек участвовать в бесовских игрищах Хэллоуина, за государственное финансирование абортов, и невмешательство Церкви в это сугубо дамское дело, и, само собой, в защиту пресловутого законопроекта о профилактике домашнего насилия.
Повторю, речь не собственно о Хэллоуине и абортах, а о том, что с давешним монархизмом и Святой Русью они соотносятся как все то же фуа-гра с помоями; их сосуществование в одной голове возможно лишь в том случае, когда голова не имеет хоть сколько-то внятного представления о каждом из вышеперечисленных предметов.
Почему-то мне кажется, что и то и другое Наталья Владимировна говорит искренне, и не похожа на циничных самопиарщиков, готовых ради привлечения внимания к себе выдавать в эфир запредельные вещи – вроде еврея Быкова, восторгающегося Гитлером.
В этой «темноте» и есть ее народность, отражающаяся в массах «иконами» Сталина, «православными атеистами», верой в экстрасенсов, колдующих «как Христос учил», с либералами, восторгающимися Пиночетом, замочившим всех противников либертианской экономики на стадионах…