Когда начинается очередной скандал из-за попыток почтить Победу недолжным образом и недолжными людьми, вспоминаю рассказ Анатоля Франса «Жонглер Богоматери».
Напомню сюжет. Один уличный жонглер – а в средневековой Франции это был артист-универсал: акробат, канатоходец, клоун – состарился, решил закончить жизнь благочестиво и ушел послушником в монастырь Девы Марии.
Он очень любил Божью Матерь и потому с болью в сердце смотрел на то, что один брат возвеличивает Ее в прекрасных стихах, другой – в скульптуре, третий – в живописи. Но он не был ни живописцем, ни ваятелем, ни поэтом. Как он, уличный паяц, может Ее отблагодарить?
И вот однажды ночью старый жонглер пришел в часовню, расстелил коврик и начал выделывать свои штуки. Братия прознала о том, прибежала, хотела наказать жонглера за святотатство, но тут сама Дева Мария сошла с алтаря, отерла краем своего голубого плаща пот, стекавший со лба жонглера. Тогда настоятель, распростершись ниц на плитах часовни, произнес следующие слова:
– Блаженны нищие духом, ибо они узрят Бога!
– Аминь! – ответили старцы, целуя землю.
Формально, по понятиям нынешнего гражданского благочестия, этот жонглер делал примерно то же, что и пуськи на амвоне храма Христа Спасителя. По сути – нет. Пуськи творили свободовольную гадость, а жонглер – во славу и то, что умел. Ремесло – это язык, другого языка у него не было.
Лет пять назад в Красноярске разразился гвалт из-за девочки-кондитера, которая сделала торты со скульптурными изображениями Малахова кургана, памятника в Трептов-парке и других сакральных символов. Что началось! Вот оно – поколение манкуртов! Ведь это же будут есть, как она не понимает!
Никто не подумал: во-первых – можно и не есть, а просто посмотреть и удивиться мастерству ученицы кулинарного техникума. Во-вторых – если человек посвятил себя искусству кондитера, то почему он не может своим ремеслом почтить Победу? Чем это ремесло позорно? Тогда перестаньте заказывать торты с юбилейными, именными надписями… А в-третьих и в-главных – девятнадцатилетний человек хотел на заре жизни сделать красивое, доброе дело, а его – физиономией в грязь. Из самых, заметьте, лучших побуждений.
Если она сейчас верит, что «трупами завалили» или в какую-нибудь другую гадость, – не обижайтесь, сами подтолкнули.
Наконец – страшный вопрос – как быть с теми, кто по телевизору танцы танцует, песенки поет, накладные ногти рекламирует и прочую сладкую жизнь? Если вдруг им захочется выразить свое почтение Победе? Как-то само собой принято считать, что никакого почтения у них в принципе быть не может? Поэтому, если появится некий эстрадный пудель с портретом дедушки-фронтовика или в военной форме, – вал народного возмущения, будто у пуделя и дедушки не предусматривается в принципе.
Тут одна гламурная женщина (фамилию намеренно не упоминаю, потому что речь не о конкретном человеке, а о тенденции) оделась и снялась, а потом – гром и молния.
«Укладка, косметика… Не думаю, что ветераны на войне именно так выглядели», «Могла бы не краситься», «Смешно очень, браслеты снять нужно», «А если реальная война – для чего весь этот пафос?», «Интересно, медсестры с поля боя раненых тоже с таким макияжем выносили? Кощунство какое-то», «Святое бы не трогала. Сплошной хайп».
Ну да, если куклу Барби нарядить в комбинезон, шлемофон и посадить в Т-34, было бы примерно то же впечатление. Но вообще-то что вас оскорбляет? То, что женщина воспевает сладенькую жизнь? Может быть, вы не полируете ногти, не смотрите танцульки, не слушаете ее песен? Тогда откуда у нее взялись десятки миллионов просмотров и подписчиков? Вы думаете, что она это не искренне, ради «хайп поймать»? Может, и поймать…
Так ведь целые когорты правильных граждан в пиджаках и галстуках демонстрируют правильные слова и жесты, говорят пафосно – так, что дети плачут, а потом почему-то их сажают за ограбление сирот, взятки и расхищение казенных денег. Кто из них ближе к святыням Победы?
У меня одна просьба – давайте на себя смотреть. Как-то привычнее, что плохой человек – это не я. Я-то хороший, кто бы сомневался. Плохой обитает где-то там… Но надо принять, что живые куклы Барби – такой же элемент нашего мира, как и накладные ногти, как танцульки и песенки, которые кому-то нужны.