Министерство промышленности и торговли внесло в Госдуму законопроект о нестационарной и мобильной торговле. Новость, понятно, не из разряда главных, но нашей рубрике она соответствует вполне. Это и есть одна из «мелочей жизни».
Два года назад, когда ларьки начали сносить по всей стране, поднялась волна общественного обсуждения и всенародного возмущения. В Красноярске дело доходило до демонстраций и голодовок. Предприниматели кричали, что власть душит малый бизнес и уничтожает рабочие места. Власть отвечала, что время ларьков прошло, они уродуют наши города. И безжалостно их сносила, особенно те, что были построены незаконно, – в Москве даже капитальные строения ломали.
А теперь, значит, что? Откат на прежние позиции? И снова здравствуйте, как в том анекдоте?
Не совсем откат и не совсем на прежние. Сейчас, говорит Минпромторг, нам нужна мобильная, нестационарная торговля. По его подсчетам, с принятием закона одних только автолавок в стране может появиться не менее 50 тысяч.
– Это дополнительная загрузка автопрома. Дополнительные инвестиции в мобильные форматы составят несколько сотен миллиардов рублей. Будет развиваться вся сопутствующая инфраструктура, – объяснил в интервью «Известиям» замминистра Виктор Евтухов.
По его словам, крупные торговые сети занимают 30–40 % рынка. Но сегодня производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов. Если сравнить развитие нашей внутренней розничной торговли с развитием ее за рубежом, то у нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах. По оценкам экспертов, развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тысяч рабочих мест.
Читатель спросит: сначала, значит, вы эти рабочие места уничтожали, теперь создаете? Опомнились?
Тут позвольте не согласиться. Уничтожали не рабочие места, а именно строения – безобразные, не вписывающиеся в городской ландшафт, налепленные как попало.
И во многих местах Красноярска стало лучше и свободней без этих торговых шанхаев. Например, в районе остановки на Перенсона, где теперь можно свободно гулять, обзор открылся. Там перед сносом уже и не было почти ничего полезного. Одни ростовщические конторки и салоны сотовой связи. Но деньги на телефон давно уже никто не кладет в салоне, у всех есть банковские карты, онлайн-банкинг. И смартфон на остановке люди не покупают.
Уличная торговля – это часть городской среды, она складывалась годами, люди к ней привыкли. Не могут и не должны все ходить строем в супермаркет по стерильным, от всего зачищенным улицам, на которых даже лотка нет. Где можно купить на бегу пирожок, пачку салфеток, бутылку воды или шоколадный батончик. Одно дело, когда сносят ободранный шалман, где торговали самопальной водкой. И другое, когда ты выходишь с работы и по дороге домой не обнаруживаешь киоска, в котором десять лет покупал свежую булку к чаю или кило яблок.
Да, в Минске павильонов нет, там улицы стерильны – красота. А в Пекине и Стамбуле есть. И никому не мешают. С кого будем пример брать?
Сама жизнь должна продиктовать – нужна мелкая торговля на улице или нет. Может, она действительно появится в виде автолавок или каких-то торговых прицепов, сделанных красиво, в едином стиле.
Главное, чтобы нам было удобно. И обзор городских красот не загораживало.