К юбилею победы gnkk.ru открыл рубрику «Наследники Победы». Под этим тегом мы публикуем рассказы жителей края о своих родственниках, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны или трудившихся в 1941-1945 годах в тылу.
Журналист газеты «Наш Красноярский край» Елена Лалетина рассказала о своем деде Романе Павловиче Миронове, который в 1942 году ушел на фронт солдатом.
— Мобилизовали моего деда в 1942 году. Ему было 44 года, в семье — семеро детей (восьмой родился уже после ухода Миронова на войну). Роман Павлович ушел на фронт и как исчез. От него не пришло ни одной весточки. А в 1943 году семья получила извещение – пропал без вести.
Лишь в 2015 году удалось установить судьбу моего деда – Романа Миронова. Оказывается, в феврале 1943 года его взяли в плен в местечке Лозовая Харьковской области. Тогда там сложилась сложная ситуация – советские войска пошли в наступление, но попали в окружение. Многие военнослужащие оказались в плену у фашистов.
Деда Романа определили в концентрационный лагерь – шталаг VIII В (для солдат, офицеры содержались в офлаге) в Ламсдорфе (до 1945 года это была немецкая территория, после земля отошла Польше. Сейчас это местечко называется Ламбиновице).
Это был один из самых больших концентрационных лагерей, организованных фашистами для советских военнопленных, с которыми немцы обращались самым худшим образом. По сути, он стал местом уничтожения. Из 180-200 тысяч советских узников, которые побывали в лагере во время Второй мировой войны, половина умерли.
По многочисленным свидетельствам, военнопленных заставляли работать на износ. В Ламсдорфском лагере заключенных продавали для работы на различных предприятиях и угольных шахтах.
В 1944 году мой дед оказался в лагерной медсанчасти. Запись об этом есть в его личной карточке. Сначала его переводили из одного отделения лагеря в другое, затем определили во вспомогательный блок и, наконец, в барак для больных. Там он и скончался 19 августа 1944 года.
После окончания Второй мировой войны в Ламсдорфе работала специальная комиссия, которая расследовала преступления нацистов. Она установила: погибших военнопленных хоронили в больших траншеях – братских могилах.
Сейчас на месте шталага, где больше года мучился мой дед, находится мемориальный комплекс — Центральный музей военнопленных в Ламбиновице-Ополе (Польша). На месте братской могилы построили мемориал.