Встреча с батюшкой, о.Романом, настоятелем нашего Покровского храма, недолгое общение с ним в один из недавних святочных дней заставили меня задуматься, пожалуй, о самом главном. Батюшка с нескрываемым сокрушением говорил о том факте, что в школах основы православной культуры выбирают совсем мало родителей. Неужели это действительно так? Почему? Эти мысли не выходили из головы. Уже более двадцати лет, как в нашей стране кардинально все поменялось.
Демократические принципы устройства государства вернули свободу вероисповедания. Православие, как это было на протяжении многих веков, стало национальной религией. Начали возрождаться, строиться храмы, наступило, можно сказать, духовное прозрение… Поэтому закономерно, что несколько лет назад в программе общеобразовательной школы появился и еще один обязательный предмет — основы религиозных культур и светской жизни (ОРКСЭ), который включает в себя шесть модулей. Какой из них выбрать, родители четвероклассников решают накануне учебного года. И выбор, увы, пока не в пользу дисциплины, дающей знания о наших, русских, ценностях и вековых традициях семейного уклада жизни. Не зря сокрушался батюшка… Разделяю его мнение по этому поводу: есть о чем горевать, есть о чем задуматься. Вот как на сегодня обстоят дела с изучением ОРКСЭ. По краю преобладает выбор модулей: основы светской этики — 57% от числа всех четвероклассников, основы мировых религиозных культур — 22%, основы православной культуры — 21%, основы исламской культуры — 34 ребенка, основы буддистской и иудейской культуры — 2 и 3 ученика соответственно. Конечно, можно порадоваться, что по сравнению с 2013 годом увеличилась доля выбора основ православной культуры в 22-х МО края. Заметный рост в Енисейском, Шарыповском и Назаровском районах. А вот наименьшее количество изучающих православную культуру, говорит статистика, в г.Назарово. В этом учебном году из 484-х четвероклассников города основы светской этики изучают 308 детей, основы мировых религиозных культур — 154 ученика, основы православной культуры — 22 человека, в школах №№2, 3, 8. Печально, но факт: большая часть родителей лишает своих детей получения знаний о наших истоках, об основах русской духовности, русского менталитета — православии. Хотя каждый из нас сегодня хорошо знает, что доброе тысячелетие (во многих семьях — и в советское время) весь семейный уклад жизни, воспитание детей строились, согласовываясь с православными традициями, православным образом мыслей, образом жизни. Десять простых заповедей Христа, начертанных Богом на скрижалях еще ветхозаветному Моисею, — нравственный, духовный кодекс наших прапрародителей. Им руководствовались десятки поколений русичей,
россиян. Закон Божий учил и учит милосердию, доброте, всепрощению, любви к ближнему, честности, целомудрию, уважению и почитанию родителей. Это ли не главные духовные ориентиры, которые отличают нравственно здоровое, а значит, крепкое, дееспособное общество? И ведь посмотрите, вдумайтесь, как сильна историческая, генетическая память русского человека! Даже в советские времена, когда гонения на веру переходили все границы жестокости, и сегодня, в минуты отчаяния и горя, в минуты радости великой, эмоционального подъема, мы, не осознавая, что говорим самые главные слова, произносим: О, Господи, Боже мой! Спаси, Господи. Господи, помилуй. Помоги, Господи… А наша великая русская классическая литература? По сути, это общение человека в плоскости православия, веры, христианских ценностей, выбора между добром и злом… Вспомните произведения Достоевского, Толстого, Чехова, Бунина, Шмелева, Зайцева, Пастернака… Этот ряд можно продолжить, уже называя имена современников. Но сегодня хочется почему-то вспомнить чудесные, добрые, простые сказки Пушкина, на которых мы выросли, растут наши дети и внуки. Пушкин — "это наше все" — о нашем всем и говорит: о чести, благородстве, благочестии, доброте, широте и силе духа русского. И промысел Божий у него во всем. Духовно чисты, красивы, благочестивы его сказочные герои, взращенные в православной вере. Помните "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях"? Королевич Елисей в поисках любимой во всем полагался на волю Божию. Он "Помолясь усердно Богу, отправляется в дорогу". Он признает могущество ветра, но…: "Ветер, ветер! Ты могуч,/ Ты гоняешь стаи туч,/ Ты волнуешь сине море./Всюду веешь на просторе./Не боишься никого,/ Кроме Бога одного". А царевна? Когда вошла в терем, в первую очередь "Засветила Богу свечку", а уж потом "Затопила жарко печку". И таких строк, проникнутых глубокой верой, проявляющейся в образе мыслей, в соблюдении традиций, в сказке много. Волей-неволей ложится же это все на сердце, на ум, обогащает ощущениями и знаниями нашу генетическую память. И близко, дорого и понятно "это наше все" нам, русским…
Так почему же родное и близкое — православная культура — уходят на последний план? Почему доминирует "светская этика"? Возможно, вызовы времени требуют воспитания других качеств — напористости, успешности, умения поставить себя в обществе и т.д., а темп современной жизни не дает нам минутки сосредоточиться и выбрать главное, важное. Сказывается и семидесятилетнее гонение на православие, забвение истоков, корней. Однако однозначного ответа на поставленные вопросы мы не найдем. Понятно лишь одно: возвращение национальных духовных скреп — процесс не быстрый. И тем радостней, когда есть примеры, дающие надежду на ско
скорое повсеместное возрождение православных традиций, укрепление православного образа жизни. В сельских школах Назаровского района ситуация с изучением основ православия кардинально отличается от ситуации в городских. Из 249 четвероклассников 76 знакомятся с православной культурой, 32 из них — дети Степновской школы. И что больше всего удивило и порадовало: родители одного класса — 22 человека — выбрали этот модуль! Преподаватель этого предмета Любовь Николаевна Брагина такое единодушие случайным не считает. Ее ученики уже в своих семьях получили начальные знания, воспитываются в православной вере, вместе с родителями ходят в храм на службы. Любовь Николаевна и сама, хоть и редко, по ее словам, но бывает на службах. Человек увлеченный, неравнодушный, она с интересом готовится к занятиям, и, конечно, дети ей отвечают взаимностью: "Преподаю первый год и, можно сказать, вместе с ребятишками изучаю православную культуру. А как им интересно!!! Приносят из дома материал — иконки, молитвословы. Вместе изучаем, разбираем. Был у нас настоятель местного домового храма о.Олег. Сколько вопросов было!". В планах у Любови Николаевны — показать детям близлежащие храмы. Возможно, одной из первых будет поездка в Подсосное. Ведь уже в мае, как потеплеет, в полуразрушенном подсосенском храме начнутся службы. И дети смогут внести свою лепту в большое, нужное дело — помолиться за возрождение храма. А впереди Масленица, Пасха, Троица — красивые православные праздники. Сколько полезного для ума и сердца детская чуткая душа может получить от приобщения к исконно русским православным традициям и обрядам! Дай Бог, чтобы так и было. И не только в Степном. Повсеместно, в каждом уголке нашей великой Родины пусть культура православия — это наше все… — станет неотъемлемой частью нашей жизни…
…Когда работала над этой непростой темой, мысленно все повторяла эти строчки из "Колыбельной", которую сочинил для своего сына Иоанна Константин Романов, великий князь (кстати, сын его погиб вместе с царской семьей в 1918 году под Алапаевском): "Сердцем, умом и душою/ Русский ты будь человек…" Когда-то великий князь, глубоко верующий человек, как и все в царской семье, сам пел ее, сегодня за душу берет исполнение "Колыбельной" Евгенией Смольяниновой. Слыша и повторяя слова этой удивительно мелодичной, трогательной песни, невольно задаешь себе вопрос: "Русский — это какой?" Ответ напрашивается простой: хранящий память об истоках, взращенный в вере православной. А значит, честный, благочестивый, милосердный, добродетельный, почитающий родителей, любящий ближних своих. И Отечество. Разве мы не хотим, чтобы наши дети, внуки, правнуки были такими?