«Парад звезд в оперном» в этом году открылся гала-концертом победителей и участников конкурсов Фонда Ирины Архиповой. Имя этой знаменитой певицы стало изюминкой очередного праздника оперного искусства в Красноярске. В 2015 году оперной диве исполнилось бы 90 лет, и Красноярск стал первым городом, почтившим память российской звезды.

Только именем на афишах

Фестиваль оперного искусства проходит в Красноярске уже в шестой раз, но каждый год преподносит зрителям сюрпризы. В 2013 году вспоминали Федора Шаляпина. 2014-й проходил под эгидой произведений трех русских композиторов – Римского-Корсакова, Глинки и Мусоргского. Нынче фестивальные дни связаны с именем оперной певицы Ирины Архиповой.

Ирина Константиновна – легенда советской и российской оперной сцены. Она окончила Московский архитектурный институт и даже была автором нескольких архитектурных проектов, но выбрала оперную сцену. Начинала петь в Свердловском театре оперы и балета, а уже через два года блистала на сцене Большого театра в Москве. Поворотным в ее судьбе стал дуэт в «Кармен» с Марио дель Монако. Великий тенор оценил незаурядный талант своей московской партнерши, и через год Ирина уже пела с ним в Риме и Неаполе.

Феликс КоробовВ начале 1960-х Архипова стала первой певицей из СССР, выступавшей на родине бельканто. Она блистала на всех главных мировых сценах – в Ла Скала и Гранд-опера, в Ковент-Гардене и Метрополитен-опера, болонском театре Комунале и античном амфитеатре в Оранже. Тем не менее оставалась верной своей родине, участвовала в поиске новых талантов на различных конкурсах и помогала им подниматься, создав свой фонд. Последнюю арию Ирина Константиновна спела в 81 год, а через четыре года скончалась. В 2015-м ей исполнилось бы 90 лет.

Фонд Ирины Архиповой продолжает работать и помогать молодым талантам. При поддержке фонда и был организован очередной фестиваль «Парад звезд в оперном». Владислав Пьявко – последний супруг Ирины Архиповой, ее сценический партнер и сподвижник — лично прибыл в Красноярск, чтобы открыть череду юбилейных торжеств и представить участников красноярского события.

– Мы много слышали о красноярском фестивале, – говорит Владислав Пьявко. – Это парад всевозможных школ, направлений в музыкальном искусстве. Но и соревнование. Когда приезжают столичные солисты, местные не хотят ударить в грязь лицом и полнее раскрывают свои возможности. От этого выигрывает зритель, потому что в ходе соревнования повышается градус спектаклей. Все эти флюиды идут в зал и будоражат даже спящего зрителя.

Ирина Архипова и Владислав Пьявко давно хотели приехать в Красноярск, но сделать это им не позволял гастрольный график. На фестиваль имени своей жены Владислав Иванович прибыл один, но имя Ирины Архиповой все же появилось на афишах.

Это просто Сон

Ирина Архипова как концертная певица исполнила более 800 произведений. Для красноярского фестиваля выбрали лишь несколько наиболее значимых для нее произведений – «Кармен», «Царская невеста», «Аида», «Борис Годунов». Спектакли, в которых когда-то блистала звезда русской оперы, пройдут во время «Парада звезд в оперном». Петь в них приглашены победители и лауреаты конкурсов Фонда Ирины Архиповой и ведущие солисты Мариинского театра, Большого театра, Новой оперы, Сербского национального театра, Измирского театра оперы и балета (Турция) и других. Полтора фестивальных месяца красноярцев будут радовать своим искусством более 30 солистов и дирижеров из семи стран мира.

Открылся фестиваль 1 февраля большим гала-концертом. В нем впервые на сцену Красноярского театра оперы и балета вышел солист из Кореи. Ли Ен Сон – также лауреат конкурса Фонда Ирины Архиповой. Награду этот артист получал из рук самой прославленной певицы. Как вспоминает Владислав Пьявко, тогда кореец завоевал не менее пяти конкурсных наград. А Ли Ен Сон признается: знакомство с Ириной Архиповой и участие в красноярском «Параде звезд», посвященном ей, — честь для него.

– Ирина Архипова и Владислав Пьявко – звезды. Знакомство с ними для меня был сон, – говорит Ли Ен Сон. – Я мечтал петь с ними, выступать в Большом театре. Но легче стать президентом Кореи, чем воплотить мечту в реальность.

Корейский певец — поклонник русской оперной школы, он с удовольствием поет русские народные песни, потому что считает: корейцы и россияне похожи душами. На гала-концерте красноярцы услышали: чувства, которые вкладывает в песни Ли Ен Сон, совпадают с амплитудой дыхания зала.

Премьера раскрывает страхи Верди

Ли Ен Сон«Парад звезд в оперном» ежегодно радует своих зрителей и слушателей премьерами. Именно так – в фестивальные дни – репертуар нашего оперного пополнился «Амадеем», «Любовным напитком», «Риголетто». Нынче на суд зрителя представили довольно сложную и спорную вещь – «Реквием» Джузеппе Верди.

Это произведение исполняется довольно редко, не каждый театр может похвастать наличием непростого посвящения (а «Реквием» – посмертное посвящение писателю Алессандро Мандзони, другу и кумиру Верди) в своем репертуаре. Специалисты отмечают: его масштаб и сложность требуют объединения мощного дирижерского начала и серьезных вокально-инструментальных сил. Сегодня «Реквием» можно услышать лишь в лучших оперных театрах мира – Ла Скала, Метрополитен-опера, Королевском театре в Мадриде и Ковент-Гардене. А теперь и в Красноярском оперном.

Интересно, что «Реквием» Верди – единственное крупное произведение этого композитора, которое не является оперой, но при этом вошло в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы. Но звучит произведение не как отпевание, а как драма человеческой смертности.

Режиссер-постановщик спектакля Надежда Столбова отмечает: в свое время Верди завещал не театрализовать «Реквием», и в Красноярском оперном с уважением отнеслись к пожеланиям композитора.

– Отчасти мы выполнили его завет, – говорит Надежда Столбова. – Для меня эта премьера прежде всего музыкальная. У нас нет постановки в прямом смысле слова, все будет по классическим канонам – на сцене оркестр, перед ним стоят солисты, хор, сидящий на высоком станке времен Шекспира, возвышающийся над всеми.

Театральности этому произведению добавит видеоряд. Это новое веяние в оперном искусстве, но для подобных произведений просто необходимое. Музыку сопровождают серии офортов Франсиско Гойи, репродукции работ Микеланджело и фотографии готических соборов, где и исполнялось первоначально это произведение.

Режиссер-постановщик надеется, что при помощи этих проекций зритель услышит и, главное, поймет музыку Верди, почувствует животный страх перед смертью, заложенный композитором в это произведение.

Автор: Елена Лалетина     № 10 / 698

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения