Сельское хозяйство в Красноярском крае – одно из лучших в Сибири. Здесь снимают рекордные, почти краснодарские урожаи зерна. Неплохо поставлено племенное дело. В Сухобузимском, Большемуртинском районах строятся современные свинокомплексы, в Абанском по новой технологии содержатся коровники.
ВТО не позволит расслабиться
Однако часто в командировках я встречал и такую картину – сушилки с проваленными крышами, застывшие, словно подбитые танки, комбайны, ржавеющие в бурьяне бороны и плуги. Люди уехали отсюда за лучшей долей. Можно ли вернуть их и, главное, молодежь обратно?
Вступление России во Всемирную торговую организацию означает смягчение таможенных барьеров по целой линейке товаров. В том числе – сельхозпродукции. Выдержать конкуренцию с импортом непросто. И пусть наши овощи, мясо традиционно свежее и вкуснее, когда дело дойдет до разницы в десятки, а то и в сотни рублей, выбор покупателя не окажется столь очевидным.
То, что сельское хозяйство в крае выходит на качественно новый уровень, – безусловный плюс. Появляются новые ресурсосберегающие технологии в растениеводстве, животноводстве. Поля обрабатывает сложная техника, на смену вилам и лопате приходят автоматизированные системы. Возникает вопрос – кто всем этим будет управлять? Селу теперь нужен не полупьяный дядя Ваня, пинком заводящий на ладан дышащий трактор. Нынешний Петруша – это механизатор, агроном, ветеринар, который давно не хлебает лаптем щи. Он вооружен знаниями, на «ты» с компьютером, разбирается в ресурсосберегающих технологиях. Таких специалистов в крае готовят профтехучилища, техникумы, аграрный университет. Только вот едет в деревню далеко не каждый выпускник. А ведь от их присутствия на селе, включения в сложный сельскохозяйственный организм в конечном итоге и зависит, чьи продукты завтра окажутся на нашем столе.
Пряник для специалиста
Руководители хозяйств это прекрасно понимают. Потому и совершают регулярные «набеги» в студенческие аудитории: рассказывают об открытых вакансиях, условиях работы и жизни в деревне. Такая форма общения имеет и официальный статус – ежегодный кадровый форум выпускников КрасГАУ.
– Убедить всех прийти работать на село нереально, да мы и не ставим перед собой такой задачи. Но тем, кто уже выбрал свой путь, мы стараемся создать наиболее благоприятные условия для старта, – утверждает министр сельского хозяйства и продовольственной политики региона Леонид Шорохов.
Во-первых, это предоставление подъемных – 90 тысяч рублей. За минувшие восемь лет их получили более тысячи молодых людей. Ни в одной другой отрасли экономики подобного больше нет.
Во-вторых, субсидии сельхозпроизводителям на компенсацию 70 процентов затрат, связанных с выплатой повышенной зарплаты молодежи. Кроме нас в России подобного не практикуют. Популярность этого направления поддержки растет. С каждым годом руководители сельхозпредприятий убеждаются – это выгодное вложение средств. Если в 2009 году поддержку получили 72 хозяйства, то в 2012 году – уже 111.
Долгосрочная целевая программа «Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса Красноярского края на 2012–2014 годы» предусматривает и другие направления. Это повышение квалификации работников сельхозпредприятий и социальные выплаты агрономам, зоотехникам и ветеринарам, подтвердившим свою высокую квалификацию по результатам конкурсного отбора.
Наконец, самый главный вопрос – жилье. За 2007–2012 годы государственную поддержку на улучшение жилищных условий получили 849 молодых семей и молодых специалистов. По инициативе губернатора края участник программы вносит лишь 10 процентов суммы на строительство. Остальное берет на себя государство. Но, что греха таить, таких квартир все равно на всех не хватает.
Я намерен вернуться
Число специалистов в возрасте до 30 лет на селе за последние пять лет в крае выросло вдвое и достигло 17 процентов от общего числа занятых. По этому показателю наш регион – в числе первых в России. Тем не менее этого очень мало. Поступать в вузы едут сотнями, возвращаются единицы.
– Помимо господдержки, нужно обустраивать деревню, – говорит будущий ветеринар Анастасия, магистр КрасГАУ. – Для нормальной жизни необходимы хорошие школы, детские сады, больницы. Места, куда можно сходить вечером и от души повеселиться. Нормальные дороги, наконец.
Стереть различия между городом и деревней в плане жизненного удобства и комфорта планировали еще в прошлом веке. Оказалось, что решить эту задачу не так-то просто.
– Мы многое делаем для поддержки аграрного сектора и понимаем, что двигаться надо быстрее, – говорит Леонид Шорохов. – Результаты уже есть, пусть они достигнуты и не такими, как хотелось бы, темпами.
Важно и другое. Нашему циничному времени все же не удалось выбить до конца из светлых молодых голов такие понятия, как романтика и энтузиазм. Для Владимира Шапова, магистра Красноярского агроуниверситета, давно все ясно:
– Село – это не что-то умирающее. Это путь, по которому можно идти. Я сам из деревни и намерен вернуться. Есть какой-то патриотизм… Человек со знаниями, с хорошим уровнем креатива всегда найдет, где проявить себя.