30 лет: платить налоги легко и удобно

30 лет: платить налоги легко и удобно

21 ноября 2020 года ФНС России исполняется 30 лет. Накануне юбилейной даты мы побеседовали с руководителем Управления ФНС России по Красноярскому краю Дмитрием БУРАКОВЫМ, который рассказал о достижениях и задачах, стоящих перед современной налоговой службой.

– Вы, Дмитрий Сергеевич, работаете с первых дней основания налоговых органов. За тридцать лет, наверное, многое изменилось. Давайте подведем основные итоги?

Безусловно, изменилось все: от отношения к налогоплательщикам до технологий, которые лежат в основе сложных процессов администрирования налогов. В конце двухтысячных мы начали внедрять систему электронного декларирования. Сегодня в крае уже более 80 процентов всей налоговой и бухгалтерской отчетности предоставляется налогоплательщиками с использованием телекоммуникационных каналов связи. Успешно работает интерактивный сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Теперь электронными сервисами пользуется каждый третий житель края. И эти цифры постоянно растут, так как плюсы дистанционного общения очевидны.

На протяжении нескольких последних лет в налоговой службе и в целом по стране проводится огромная работа по совершенствованию порядка взаимодействия государственных органов с гражданами и субъектами хозяйствования: индивидуальными предпринимателями и организациями. Как результат  современная налоговая служба является крупнейшим агрегатором большого пула информации, которая представляется в общие базы данных государства.

Сегодня ФНС России – это источник информации для аналитических баз данных, которые используются в статистике, министерствами экономики, финансов, а также другими ведомствами, которым нужны точные оперативные данные для принятия важнейших управленческих решений. Для создания крупнейшей базы данных в мире внедрена автоматизированная информационная система «Налог-3». Создана целая цифровая экосистема, которая позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг.

– Как это помогает налогоплательщикам?

Все эти глобальные технологические внедрения позволили четко и без сбоев разработать алгоритм помощи и населению, и бизнесу. Наиболее ярко это проявилось в период пандемии. Возможно, это звучит излишне патриотично, но именно в начале эпидемии коронавируса Федеральная налоговая служба помогла российским бизнесменам и самозанятым, находящимся на карантине, оформить и получить субсидии, отсрочки по уплате налогов и льготы. Все было отработано, чтобы налогоплательщик получил помощь быстро, без лишних хлопот и хождений по инстанциям.

У нас в управлении создан ситуационный центр, который вместе с администрацией губернатора Красноярского края, что называется, держит «руку на пульсе» по ситуациям в различных отраслях краевой экономики. На сегодняшний день цифры более чем убедительные: всего в Красноярском крае по мерам поддержки выплачено более 2 млрд рублей. Данной помощью государства воспользовались более 25 тысяч представителей малого и среднего бизнеса.

Налоговые инспекции Красноярского края пока не ведут личного приема налогоплательщиков, но мы очень надеемся, что совсем скоро все заработает по-прежнему. Обращаем внимание, в инспекциях продолжается прием всей входящей корреспонденции, в том числе налоговой отчетности, через специализированные боксы, с обязательным указанием на документах номера контактного телефона для дистанционного решения возможных вопросов.

Деловое общение с сотрудниками налоговой службы – залог будущей финансовой грамотности школьников

– Давайте обсудим, какие вопросы можно решить дистанционно через сайт.

Сегодня сайт nalog.ru – это своеобразный универсальный личный кабинет. Все категории налогоплательщиков могут зарегистрироваться на нем и взаимодействовать с налоговой инспекцией не выходя из дома. В современных реалиях масштабирования дистанционной работы и услуг это более чем востребовано. Без визита в инспекцию сегодня можно решить вопросы уплаты налогов физическими лицами, подачи налоговой декларации на вычет, отслеживания хода проверки, уточнения информации по объектам недвижимости, льготам. Не так давно ФНС запустила чат-бот «Таксик», который моментально отвечает на вопросы плательщиков и даже может записать на прием в инспекцию. Он обучаем, и чем больше вопросов ему задают, тем больше ответов будет в его арсенале.

Если говорить о бизнесе, то он получил на сайте уникальный инструмент по мерам поддержки в виде онлайн-сервиса, где достаточно ввести ИНН организации или ИП – и система сама подгрузит все возможные меры поддержки. Там же есть видеоролики, объясняющие буквально на пальцах, что необходимо было сделать, какие шаги предпринять, чтобы воспользоваться данной поддержкой государства.

Обратиться в налоговый орган налогоплательщики также могут и в электронном виде посредством интерактивных сервисов на сайте ФНС России, в том числе: «Обратиться в ФНС», «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя».

Получить оперативную информацию можно, бесплатно позвонив в единый контакт-центр ФНС России по номеру телефона 8 800 222-22-22.

Музей налоговой службы

– Не за горами 1 декабря – срок уплаты имущественных налогов…

Да, хочу напомнить налогоплательщикам – владельцам движимого и недвижимого имущества, чтобы заплатили налоги вовремя, так как эти деньги остаются в региональном и местных бюджетах и являются основой реализации социальных программ для жителей Красноярского края. Традиционно это строительство дорог, школ, детских садов, благоустройство территорий. По итогам прошлого года сложился достаточно высокий уровень собираемости имущественных налогов – более 95 % жителей края оплатили их вовремя. Надеемся, что в этом непростом для всех году показатель не будет ниже и бюджеты не пострадают!

 Как вы считаете, по какой причине граждане стали более добросовестно платить налоги?

Думаю, это связано с тем, что год от года растет уровень финансовой грамотности населения. В регионе в течение нескольких лет под эгидой министерства финансов Красноярского края действует отдельная Программа повышения финансовой грамотности. Налоговые органы являются активными участниками данных мероприятий. Если кратко, финансовая грамотность – это совокупность знаний в области финансов, личных сбережений и способов управления ими. Развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать свое материальное благополучие. Наша задача – провести разъяснительную работу по налоговому законодательству всеми доступными методами для снижения случаев неверной трактовки норм законодательства.

В условиях пандемии благодаря развитию информационного онлайн-пространства при проведении разъяснительной работы широко используются интернет-площадки госорганов и коммерческих организаций, радио- и телеэфиры. Актуальная форма доведения информации – непосредственное общение с плательщиками на вебинарах, которые сотрудники управления теперь проводят ежемесячно.

Музей налоговой службы

– На каких еще задачах сосредоточено внимание налоговых органов?

В нашей работе акцент все больше смещается от фискальных методов к созданию и развитию разнообразных сервисов для плательщиков. Ведь на собираемость налогов влияют не столько контрольные мероприятия, сколько прозрачность системы налогообложения и уровень доверия со стороны плательщиков к налоговой системе и государству в целом. Ведь никакая степень контроля не способна заменить доверие между плательщиками и налоговыми органами.

В связи с этим налоговые органы cо все большей настойчивостью развивают камеральный контроль. Именно такому методу контроля, которого плательщик в своей работе не ощущает, отводится важная роль в стимулировании предпринимательской деятельности. Сегодня мы без выхода к налогоплательщику, через сопоставление и анализ имеющихся у нас сведений о его деятельности, имеем точное представление о полноте исполнения им своих налоговых обязательств.

Подходы в работе налоговых органов смещены с фиксации и наказания на предупреждение нарушений. Соответственно, цель камерального контроля не составление акта камеральной проверки, а предоставление плательщику времени и права на добровольное устранение причин отклонений и исполнение налоговых обязательств.

И такая работа действительно эффективна.

– С начала этого года Красноярский край присоединился к регионам, где можно стать самозанятым. Расскажите об этом подробнее.

Действительно, с 1 января и в нашем крае действует специальный налоговый режим для самозанятых. С помощью мобильного приложения «МОЙ НАЛОГ» можно встать на учет, отправлять чеки клиентам, оплатить налоги. И все это – без посещения инспекции, сдачи отчетности и расходов на ведение кассы. Очень просто и удобно реализовано.

На сегодняшний день в крае уже зарегистрировано и работает более 16 тысяч самозанятых. Коронавирус внес, конечно, свои коррективы, но хочется верить, что скоро положительная динамика стать самозанятым восстановится. И, как в любой кризис, кто-то оценит это как возможность для чего-то нового. Уже есть примеры, когда самозанятые начали шить маски, например.

К тому же государство помогает самозанятым, как зарегистрированным, так и тем, кто станет самозанятым до конца 2020-го. Налоговый бонус в размере 12 130 рублей перечислится автоматически на банковскую карту, привязанную к мобильному приложению самозанятого.

Музей налоговой службы

– Вообще говоря, складывается впечатление, что цель кардинальных перемен, стоящих перед налоговой службой, – перевод общения с налогоплательщиками в «цифру»?

В современных реалиях это необходимость. ФНС была флагманом этих изменений. Теперь благодаря внедрению новейших технологических процессов в передовом обслуживании налогоплательщиков в России активно внедряются цифровые технологии в экономике, промышленности, социальной сфере и государственных услугах, реализуются масштабные программы и инициативы.

Говоря о налогах, мы понимаем, что это основа существования цивилизованного общества. История налогов уходит глубоко в древность и насчитывает не одну тысячу лет. (Прим. ред.: историю налогов можно узнать на экскурсии в Музее налоговых органов Красноярского края, который ждет экскурсантов после пандемии. Запись по телефону 263-90-60).

Современной налоговой службе в этом году исполняется сравнительно немного – 30 лет. Срок небольшой, но нам есть чем гордиться. Мы прошли сложный путь становления, который многие государства проходят за сотню лет. Мы научились бережно относиться к налогоплательщикам, повышаем финансовую грамотность, помогаем онлайн-сервисами. В результате платить налоги стало легко и удобно. Согласитесь, это дорогого стоит!

Подготовила Ольга Юркова,

пресс-секретарь Управления ФНС России по Красноярскому краю

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
12 апреля 2025
Какой праздник 12 апреля отмечает православная церковь
Сегодня, 12 апреля, православная церковь чтит память великого подвижника преподобного Иоанна Лествичника (649). Автор «Лествицы» — одной из самых известных духовных
Без рубрики
12 апреля 2025
Живая река истории
В Красноярске прошел XI Сибирский исторический форум, крупнейшее событие в области исторической науки и культурологии региона, собравшее около 700 участников.
Без рубрики
12 апреля 2025
Космический блогер: Кирилл Песков с орбиты Земли рассказывает о жизни на МКС
Новость о том, что наш земляк стал космонавтом и в настоящий момент работает на МКС, месяц назад облетела все территории