Алимпиада Орловцева – легенда Сухобузимского района и всего Красноярского края. Она проехала на своей полуторке всю Великую Отечественную войну – подвозила боеприпасы для самолетов и авиационное топливо. Участвовала в боях на Курской дуге, освобождала Украину – города Запорожье, Николаев, Одесса.
В селе Сухобузимское ее знает каждый житель – долгое время Алимпиада Петровна работала в ЗАГСе, ее стараниями поженилась не одна сотня пар. И сегодня ветеран – пример стойкости и ответственного отношения к жизни. 19 ноября ей исполнилось 102 года.
Хозяйка
Алимпиада Петровна встречает нас в своем родном доме в селе Сухобузимское. До недавнего времени она жила здесь одна (муж умер более 10 лет назад, дети выросли и разъехались, уже и внуки обрели свои семьи) – сама за огородом следила, в доме убирала, обеды готовила. Правда, весной упала во дворе и сломала руку. После этого старшая дочь забрала маму к себе. Но по выходным Алимпиада Петровна обязательно навещает свое родное гнездо – посидит на крылечке, почитает газету, что-то приберет, приготовит.
Вот и в день рождения приехала она домой, усадила нас за стол – потчевала чаем с конфетами и печеньем. Сетовала: сама не успела ничего приготовить. Делилась секретами долгожительства: соблюдает режим, кушает простую еду: кашу, салат, суп да картошку с мясом. А еще не ссорится ни с кем. Сын Александр Петрович с удивлением рассказывает:
– За всю жизнь мама ни с кем не повздорила, слова дурного никому не сказала. Она воплощение доброты и отзывчивости, пример нам всем.
Может быть, в этом и кроется секрет долгожительства легендарного ветерана, которая за свою более чем вековую жизнь перенесла немало трагедий. И самая главная – Великая Отечественная война.
На фронт
– Я родилась недалеко от Сухобузимского – в деревне Кубеинка Манского района, а потом мы в Маганск переехали, – рассказывает Алимпиада Петровна. – Школу окончила и пошла в Маганский леспромхоз работать. Заведовала бухгалтерией и складами. Война началась, у меня отец и старший брат на фронт ушли, а там и меня призвали. Ключи от леспромхоза своему младшему брату оставила – ему 12 исполнилось – и отправилась на призывной пункт.
Ей тогда еще и 19 не было. Отправили Липу в Красноярск в девичий батальон. А оттуда в Новосибирск – в учебку. Поручили важное дело – освоить шоферскую профессию. А деревенская девчонка раньше и машины не видела, техника в диковину была. Но ничего, говорит, справилась.
С детства отличалась старательностью: надо стать шофером – значит, получится. Война есть война – что сказали, то и делаешь.
– В Новосибирске нам выдали права, напечатанные на пишущей машинке, настоящие надо было в Куйбышеве получать, – вспоминает Алимпиада Петровна. – Отправили нас туда 30 девушек, но документы только пятеро получили. Остальные не сдали экзамен. А меня, уже готового шофера, посадили в эшелон и отправили на Третий Украинский фронт.
Фронт постепенно двигался, и часть, в которую определили Алимпиаду, переезжала с одной точки на другую. Первый ее бой – в Днепропетровске. Немецкие самолеты бомбили советские войска беспрестанно. Били и с воздуха, и с другого берега Днепра – не подступиться.
На всю жизнь самым страшным воспоминанием осталось, как во время боев за Украину их колонна грузовиков ехала по полю, а на нем места свободного не было – сплошь усыпано трупами расстрелянных фашистами маленьких детей.
Сибирячку определили в часть, которая обслуживала военные аэродромы. Алимпиада на своем грузовике немало перевозила воды, топлива для заправки самолетов. Нередко приходилось строить или восстанавливать взлетную полосу для наших штурмовиков и бомбардировщиков, чтобы они беспрепятственно могли выполнять боевое задание.
– Дали нам точку, аэродром весь разбитый, – вспоминает Алимпиада Орловцева. – Отправляют меня за известью в карьер (разметку известкой делали). Посадила двух солдатиков в кузов, едем, а вокруг снаряды рвутся – то с одной стороны, то с другой, пули свистят. Солдаты мне в кузов стучат: скорее, страшно. Подгоняют меня.
Построим один аэродром, фронт продвинется, мы на новое место перебираемся. И опять все сначала.
На подъезде к Одессе стоял невыносимый смрад – город горел, его постоянно бомбили немецкие самолеты. На улицах города ни души, только недоеные коровы бегали с диким ревом. Солдаты сцеживали молоко и пили.
С точки на точку часть переходила ночью – ехали с выключенными фарами, тайно. Как немец увидел внизу движущиеся грузовики – неизвестно. Но бомбежка тогда была сильная. Несколько машин сгорели. В том числе и Липина.
Когда прилетело и грузовик вспыхнул как спичка, Алимпиада успела выскочить из машины, но огонь прошелся по ее руке, головешки насыпались в широкие голенища больших кирзовых сапог. До сих пор она носит на теле отметины того боя в Одессе.
Госпиталь, лечение. И снова в строю.
В Молдавии погиб старший брат Миша, под Москвой без руки остался отец Алимпиады. Сама с ожогами. На своем грузовичке колесила она по дорогам Румынии и Австрии, Болгарии и Венгрии. Нередко ночевала под открытым небом. И не жаловалась.
Дома
Домой вернулась только осенью 1945 года. Приехала как раз 7 ноября. Домой заходит, а там никого – родители у соседей празднуют. Девушка к ним – вот радости было!
Алимпиаду как фронтовичку и активистку назначили вторым секретарем райкома комсомола. Комсомольцы тогда не только направление работы определяли, но и сами трудились – их на уборочную посылали. Алимпиада Петровна говорит: и серпом жала, и снопы вязала, и сено метала. Для нее, деревенской девушки, это было несложно.
На работе познакомилась Липа со своим будущим мужем Петром Ивановичем Орловцевым. Он тоже фронтовик, заведовал в Березовском райкоме партии отделом пропаганды.
Встретились, влюбились, поженились. 64 года вместе прожили – переезжали с места на место, куда партия пошлет. Сначала в Шарыпово образование поднимали, затем в Сухобузимском обосновались. Петр Иванович директором школы работал, а Алимпиада Петровна заведовала ЗАГСом. Сколько пар поженила – даже сложно сосчитать. Единственное, не нравилось ей, что молодые нередко разводились через год-два после свадьбы.
Хорошо жили – трое детей, восемь внуков, девять правнуков. Скоро уже праправнуки пойдут. Дом Алимпиады Петровны как раз рядом со школой стоит, так что всех внуков с учебы встречала, кормила, воспитывала. Ей некогда было сидеть сложа руки – большая семья требует не меньше внимания, чем работа. К тому же ветеран постоянно выступала перед школьниками, рассказывала о боевом прошлом.
И сейчас она, как говорят ее родственники, в строю. Следит за событиями на спецоперации, переживает за знакомые места: когда-то она участвовала в освобождении Украины от фашистов, и сейчас нашим бойцам приходится делать это снова.