Красноярский ансамбль танца Сибири в советское время был визитной карточкой страны за рубежом. Этот коллектив связывают с именем хореографа Михаила Годенко, которому удалось создать неповторимый стиль. По нему и сегодня ансамбль танца Сибири узнают не только в России, но и в других странах. Этот коллектив – особо ценный объект культурного наследия Красноярского края.
От песен к танцам
В 2025 году Ансамблю танца Сибири имени Михаила Годенко исполнится 65 лет. Годом рождения этого коллектива называют 1960-й, однако история его началась задолго до этого. В 1946 году в Красноярском крае появился Ансамбль песни и танца. В него собрали лучших певцов и танцоров, сформировали программу. Коллектив успешно выступал и в нашем регионе, и в центральной части России, и на Дальнем Востоке.
Переломным в жизни ансамбля стало выступление в Сталинграде. На концерте присутствовал работник Министерства культуры СССР, посмотрел: коллектив замечательный, но не совмещаются народные танцы и классический хор, надо разделять. В Красноярске директора ансамбля Татьяну Восходову вызвали в крайком партии и велели: «Делай танцевальный коллектив».
К ноябрьским праздникам появился новый состав, созданы 18 танцев. Так родилась первая программа Ансамбля танца народов Сибири.
Постановки, опережающие время
Первым художественным руководителем обновленного коллектива был Яков Коломейский. А через три года, в 1963-м, его сменил Михаил Годенко.
«Годенковская эпоха» началась вновь со смены названия коллектива. Он приобрел имя «Ансамбль танца Сибири». Артисты считают, это дало более широкие возможности для творчества.
Годенко принял коллектив с уже наработанными концертными номерами. Первый художественный руководитель Яков Коломейский создал более десяти хореографических композиций. В 1963 году ансамбль был уже известен в России. И Годенко продолжил укреплять его популярность. За первые три года работы поставил более 20 танцев. Среди них знаменитые «Каждый со своим стулом», лирический хоровод «Рожь», «Сибирские пельмени», «Красноярские столбисты».
Михаил Семенович был очень творческой личностью. Он пел, танцевал, работал актером. А главное – не просто слушал музыку, но и слышал ее, мыслил образами.
Его постановки были не просто танцами, а миниатюрами, одноактными балетами и большими композициями, имеющими свой сюжет, содержание. Для многих музыка сочинялась на ходу – прямо под движения танцоров. И тут же становилась популярной. Были танцы и отражающие дух того времени, и даже опережающие его. Например, знаменитые «Регулировщицы» очень напоминают мюзик-холл. А «Махонька» стала настоящей революцией в 1970-е годы. В русскую композицию Годенко добавил популярное в то время направление тустеп. Его танцевали на закрытых вечеринках, но никак не на сценах ведущих концертных залов Советского Союза.
Ни один съезд партии, ни одно открытие турбин на ГЭС не проходили без выступления Ансамбля танца Сибири.
Наши танцоры становились все более и более востребованы зрителями не только в Советском Союзе (тогда о красноярцах знали в каждом уголке СССР), но и за рубежом. Американцы и французы хотели видеть только этих сибирских артистов. И когда в советском Министерстве культуры американскому импресарио указывали: «У нас есть и другие танцевальные ансамбли», – он отвечал: «А американские граждане хотят видеть красноярцев».
Сборная Советского Союза
Свой коллектив Годенко в шутку называл «сборная Советского Союза». Ведь в коллектив стремились попасть танцоры со всей страны. Где бы ни выступал ансамбль, Михаил Семенович устраивал просмотры местных талантов и из городов увозил все новых и новых участников своей команды.
Брали только лучших из лучших. Нередко работников устраивали «за штат». Танцор оформлялся на должность рабочего, костюмера или электрика. В ансамбле была перспектива. Коллектив звучал, проводил на гастролях по 10 месяцев в году. Но и работать приходилось много – в месяц давали 16 концертов.
Любили включать красноярских танцоров в свои концерты и знаменитости вокального жанра. Танцевальные пары ездили на гастроли с Людмилой Зыкиной, Иосифом Кобзоном, Эдуардом Хилем. Нередко танцоров принимали даже лучше, чем певцов.
Главное – нести радость зрителям
После смерти знаменитого хореографа в 1991 году в память о заслугах бессменного руководителя коллективу присвоено имя Михаила Семеновича Годенко. Тогда ансамбль еще держался на прежнем уровне, гастролировал. В 1995 году за выдающиеся заслуги в области советской и российской хореографии коллективу присвоено звание академического.
Перестроечные времена стали для него сложными. В те годы распались многие известные прежде коллективы. Но Ансамбль танца Сибири выжил благодаря тому, что почти переселился в Китай. Около семи лет начиная с 1995 года красноярский коллектив работал в Южном Китае. Там открывался довольно известный Парк мира, создавалось шоу. Это было своеобразное окно в мир всех континентов, народов. Красноярцы представляли славянский блок.
Благодаря работе в Китае Красноярский ансамбль танца Сибири удалось сохранить и даже усилить.
Выезжать в другие страны мира начали только в 2002–2003 годах. Как говорят специалисты, это сложное время забвения пошло на пользу. По годенковцам соскучились. Их вновь горячо принимали на ведущих площадках.
А в 2009 году коллективу присвоен статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края.
Михаил Годенко был требовательным к артистам. Он говорил: «Танцуйте всегда как в последний раз». Для него не было разницы в площадках, на которых выступал коллектив, – большие или маленькие, престижные и не очень. Главной задачей было нести радость зрителям. Этого посыла и сегодня придерживаются артисты Красноярского ансамбля танца Сибири.