Наконец-то край начал производить достаточное количество новостей – столько, чтобы обывателю и журналистам не приходилось разбавлять их федеральной и мировой повесткой. На минувшей неделе было принято сразу несколько как технических, так и ключевых решений. Главные, конечно, – внесенный бюджет и первые официальные лица в новом краевом правительстве.
Доверие не значит удовлетворенность
Правда, по составу «новым» правительство пока можно назвать только с натяжкой. И первые замы, и министры экономического блока – давно нам известные лица. Показательным было само действо. Кандидатуры в ЗС внес Виктор Толоконский, и по логике вещей ему предстояло отстаивать их перед депутатами. В прежние времена, кстати, так и случалось. Одно только утверждение Владимира Бахаря в прежнем составе правительства – после отставки Романа Одинцова – чего стоит. Не Толоконский, а… депутаты принялись «защищать» представленных персонажей. Может, и показалось, но не мне одному: Виктора Александровича даже несколько озадачил настолько теплый прием представленных министров. По-видимому, он готовился к менее восторженной встрече. В итоге едва ли не самый критичный комментарий в отношении нового «костяка» исполнительной ветви власти прозвучал от него самого: «То, что знакомых лиц в правительстве будет подавляющее большинство, не значит, что я удовлетворен положением дел в тех или иных отраслях, которые эти люди возглавляют».
Критичность настроя депутатов перед утверждением свелась примерно к такой вот странной, воля ваша, претензии: «Народ ожидал от вас, Виктор Александрович, что вы приведете в правительство новых людей – именно с этой надеждой и связана такая мощная поддержка, которую вы получили на выборах!» Позвольте, я лично несколько раз писал о том, что Толоконский не только не скрывал, но даже афишировал свое намерение опираться на красноярскую команду. С первой же пресс-конференции и до сегодняшнего дня все его кадровые назначения – продолжение этой декларации.
Были, правда, постфактум уже, и другие замечания: мол, между исполнительной и законодательной ветвями слабовата связь, а между тем они – две равновесные чаши. И минспорту досталось, и другим понемножку. Но эти ложки дегтя меда не испортили: в зале, где не раз случались нешуточные баталии, елей лился рекой. Да и пусть – кому когда вредил мир?
Эхо полпредства
Структуру правительства обсуждать на сессии не собирались, но вопросы депутатов губернатору в плане стояли. Так что тема возникла в разговоре сама собой. И вот тут, как выяснилось, не обошлось без некоторой перегруппировки сил и свежей крови.
На днях звонят мне из братской Хакасии и спрашивают: а правда, что наш Лапшин (Юрий Анатольевич – первый заместитель главы Хакасии) к вам на повышение собирается? «На повышение» прозвучало забавно: то есть соседи подсознательно соглашаются с тем, что должность вице-премьера в крае покруче, чем должность 1-го зама в их республике. Когда я пошутил на эту тему, мне ответили совсем уж обескураживающе: ну так его же полпред президента приглашает! Бывших полпредов не бывает!
Тем не менее из всей этой иррациональной логики можно вынести вот какое зерно: Толоконский, будучи полпредом, познакомился с «верхушками» всех правительств СФО, на руках у него – полный расклад. И, будучи человеком осведомленным по долгу своей прежней службы, теперь он имеет возможность точечно усиливать направления работы, которые, по его мнению, требуют дополнительного импульса, свежих идей. Приглашая для этого сильнейших управленцев Сибири, которых «присмотрел» в годы полпредства.
Так вот, слух оказался правдой, Юрий Лапшин действительно станет заместителем Томенко, будет курировать «развитие инфраструктуры и отраслевые министерства». Его коллегами по вице-премьерству станут всем хорошо известные Галина Пашинова (социальный блок), Леонид Шорохов (он же – министр сельского хозяйства), Виктор Зубарев (он же – министр экономики и инвестиций) и Юрий Захаринский (Север).
Изменится, судя по всему, и структура правительства. Виктор Толоконский пообещал в ближайшие дни не только представить структуру правительства, но и назвать имена тех, кто займет министерские кресла.
Стоит ли удивляться, что при таком обилии политических новостей уход ресторатора и депутата городского совета Красноярска Константина Сенченко с поста руководителя краевого отделения партии «Гражданская платформа» практически утонул в бурлящей информационной повестке.
Роднополисы
У москвичей – свой, у жителей Красноярска – свой апломб, который ничем не лучше московского. Коллега читает ленту новостей и посмеивается над провинциями: «В Красноярске – и мост строят, и форум на тебе – проводят, и по универсиаде вот – очередной документ в Чебоксарах подписан. А в районах черт-те что творится!» И цитирует то, что бросилось ему в глаза: «В Енисейском районе водитель большегруза попал под колеса собственного грузовика! В Богучанском районе отцеубийца получил 4 года тюрьмы. В Туруханском районе подростка «закрыли» за убийство!» И снова о Красноярске: «Открылись две балетные школы! Продовольственный фестиваль стартует! Чемпионат города по чтению вслух прошел!»
Открываю тот же сайт – читаю. Ачинская учительница Татьяна Бернгардт стала лауреатом премии «Учитель года России». Ачинский же ансамбль победил во всероссийском танцевальном конкурсе «Золотое руно». В Минусинске открылся первый в крае бизнес-коворкинг. И так далее. Мы что, разными глазами ленту читаем?
Давайте вспомним, когда Красноярск в последний раз попал на ленты федеральных СМИ? Во время пожара на улице Шахтеров. Много дивидендов край получил от такой известности? А в это время учителя, дети, бизнесмены с периферии скромно продвигают наш край на федеральном уровне. Можно, конечно, продолжать посмеиваться над жителями районов, селянами. Но как потом так же искренне восхищаться тем, что сельскохозяйственный фестиваль пройдет в Красноярске? Ведь урожай явно не на проспекте Мира вырос, а приехал из районов – это селяне, а вовсе не жители столицы ставят сельскохозяйственные рекорды. Это Енисейск, а вовсе не Красноярск в культурно-исторической сфере – город федерального значения. Это Нижнее Приангарье и остальной Север во многом формируют бюджет региона. А вовсе не дотируемый Красноярск.
Я, конечно, передернул. Но это – реакция на исходное передергивание, которое нередко сквозит в жителях нашей, безусловно, замечательной столицы региона.
В МИРЕ
Ложная «Санта-Мария»
В мае американский подводный археолог Барри Клиффорд объявил, что близ острова Гаити нашел обломки флагманского корабля первой экспедиции Колумба – «Санта-Марии», севшего на мель. Однако пару дней назад эксперты ЮНЕСКО разбили надежды американца в пух и прах: обломки датируются XVII–XVIII веками.
Признали ДНР?
Украина будет гасить долги только за газ, поставленный в подконтрольные Киеву территории. То есть за Донецкую и Луганскую области платить не собираются. То есть – они не украинские. То есть – независимые. Такая логика?
Русские победили!
Партия «Согласие», представляющая в Литве русскоязычное меньшинство, победила на выборах в сейм. Правда, с результатом, далеким от парламентского большинства: чуть больше 23 %. Это значит, что самостоятельно партии сформировать правительство не удастся и придется искать союзников, что непросто, учитывая латвийскую внутриполитическую реальность. Тем не менее пророссийски настроенный мэр Риги Нил Ушаков намерен попытаться взять новую высоту – пост премьер-министра.
Эбола
Вирус добрался до Европы – заболела медсестра, лечившая священника. Ее собаку усыпили, саму ее держат в изоляторе. Эпидемиологи далеки от оптимизма в прогнозах о распространении вируса.
В СЕТИ
Happy Birthday, Mr President!
Разумеется, всю неделю Сеть отмечала день рождения президента страны Владимира Путина. Кто-то в восторгах доходил до того, что без шуток предлагал: «Считаю, что в день рождения нашего лидера мы должны обратиться к нему с просьбой учредить монархию и стать императором России!»
Сотни тысяч, если не миллион, влюбленных в президента, хоть и в менее радикальных масштабах, пачками скупали толстовки с изображением национального лидера – как с восторженными текстами на принтах, так и с шутливыми. Изображения – тоже: от брутальных и даже провокационных (Путин в темных очках, в которых отражается горящий американский флаг) до откровенно саркастичных (Путин верхом на стерхе, например).
И сторонники, и противники президента слились в едином экстазе. Спокойно на происходящее отреагировал только сам Путин. Он уехал на глухую заимку в сибирскую тайгу, в 400 км от ближайшего жилья, а его пресс-секретарь Дмитрий Песков на вопросы о майках и толстовках проинформировал общественность о том, что майку с собственным изображением не носит ни сам Путин, ни он, Песков.
Надо сказать, это не первый раз, когда народная поддержка Путина перерастает в эйфорию. Прошлый пришелся на начало 2000-х. Тогда Владимир Владимирович отреагировал так: «Я благодарю за поддержку, но прошу этого не делать». Так он еще и скромный! – воскликнул народ и бросился скупать принты с новой силой.