Меню Поиск
USD: 72.88 -0.32
EUR: 85.48-0.36
№ 57 / 1333

Бесшумен, ненадежен

Почему электросамокаты опаснее мотоциклов и велосипедов?

Фото Олега Кузьмина В СМИ все чаще появляются новости о покалеченных и погибших в авариях с участием электросамокатов, сигвеев и прочих средств индивидуальной мобильности. Печальный опыт показывает, что такой способ передвижения небезопасный. Уже сегодня обсуждаются и вводятся различные ограничения для двухколесных на электротяге, однако пока кардинально ситуацию переломить не удалось.

«Физика» движения

От неприятностей не застрахован никто – в мае солист Мариинского театра Давид Залеев на ровном месте упал с самоката, получил тяжелейшую черепно-мозговую травму и был введен в медикаментозную кому, в середине июня мэр Кисловодска также не удержался на двухколесном транспорте, ударился головой и сейчас лечится в одной из московских больниц.

Таких случаев десятки.

И «райдеры» не только сами травмируются, но и нередко калечат пешеходов, которые оказываются у них на пути. Например, в Москве неизвестный на электросамокате сбил девушку и скрылся. У пострадавшей закрытый перелом ребра и гематомы. А в Новосибирске возбудили уголовное дело в отношении мужчины, сбившего шестилетнего ребенка.

Как отметили в краевом ГУ ГИБДД, двухколесный электротранспорт – средство повышенной опасности. 30-килограммовый самокат, управляемый человеком даже с небольшим весом, представляет собой настоящий снаряд. Прямое столкновение на скорости 15 километров в час наверняка обернется серьезными травмами для пешехода.

Кстати, большинство пользователей такого транспорта предпочитают передвигаться как раз по тротуарам, устраивают «игру в шашки», лавируя между людьми.

В Красноярске пытаются решать проблему введением ограничения скорости в некоторых традиционных пешеходных зонах. Все прокатные самокаты не могут ехать быстрее 15 километров в час по острову Татышева, вантовому мосту и по прилегающим набережным.

Также полностью запрещено передвижение на индивидуальных колесных средствах на электротяге в пешеходной зоне проспекта Мира (зона перестала действовать из-за ковидных запретов).

Двухколесный прокатный транспорт запрограммирован на «малый газ» или полное отключение.

Подобные ограничения уже давно действуют в других городах, где развит кикшеринг (краткосрочная аренда самокатов). Так, в Москве есть участки, где разрешено передвижение с минимальной скоростью, в Петербурге введен полный запрет на передвижение в историческом центре, в Новосибирске электросамокат под запретом в парках, кроме официальных велодорожек.

Однако запрограммировать ограничение скорости можно лишь на прокатной технике, но ведь у многих есть и собственные электрические средства передвижения. Такие игрушки, зачастую купленные на китайских торговых площадках, могут существенно превышать характеристики по мощности и скорости, диктуемые правилами.

Конечно, полиция периодически проводит рейды – уже есть первые попавшиеся нарушители и отправленные на штрафстоянку транспортные средства.

Обернитесь, или Кто виноват


Можно бесконечно запрещать, подгонять технические характеристики под стандарты. Однако пока на наших дорогах и в пешеходных зонах не будет элементарной культуры передвижения, ситуация не изменится.

Взгляните в любой солнечный день на набережные Енисея, остров Татышева, где есть специальная разметка для велосипедистов и пешеходов, – приглядитесь, кто и как передвигается. Ехать по пешеходной дорожке, гулять с коляской и ребенком по трассе для велосипедов или бежать «против движения» – обычное дело для красноярцев.

Пешеходы, как и велосипедисты или катающиеся на самокатах, молниеносно меняют траекторию, не удосужившись даже оглянуться назад. На замечания такие персоны обыкновенно реагируют агрессивно или с полным непониманием. Навыки «пилотирования» большинства райдеров далеки от совершенства. Как итог – столкновения и падения происходят нередко.

Именно поэтому многие бегуны-любители, профессиональные спортсмены предпочитают тренироваться утром, когда на дорожках практически никого. Совершать пробежки, кататься днем просто рискованно – затопчут или собьют.

В ответ на традиционный вопрос: что делать? – звучат предложения о выделении передвигающихся на моноколесах, гироскутерах, сегвеях, электросамокатах в отдельную категорию участников дорожного движения. Впрочем, пока дальше слов дело не идет.

Пешеход или водитель?


Для управления электросамокатами и электробайками мощностью более 250 ватт необходимо водительское удостоверение категории «М» и застегнутый мотошлем во время движения. Этот документ в России можно получить лишь с 16 лет, а потому все дети на таких байках или самокатах даже на дворовой территории вне закона. Для более мощных агрегатов требуется категория «А».

Отметим, что за езду без прав можно схлопотать штраф в 5 или 15 тысяч рублей. Если же передать транспортное средство несовершеннолетнему, то владельцу придется раскошелиться на 30 тысяч рублей. При этом самокат должен быть помещен на штрафстоянку.

Стоит учитывать, что все эти правила действуют и в отношении двухколесных средств передвижения, взятых в пунктах проката. Потому перед арендой не лишним будет самостоятельно изучить характеристики техники – обычно все данные печатаются мелким шрифтом и расположены в нижней части транспорта. Добросовестный прокатчик обязан разъяснить все опасности и проверить перед поездкой водительское удостоверение и срок его действия.

Человек, передвигающийся на электросамокате мощностью менее 250 ватт, по существующим пока правилам считается пешеходом.

Шаткое положение


Конструкция современного самоката – неважно, с мотором он или без – опасна сама по себе. Все дело в размерах – маленьких колесах, небольшой базе и узком руле.

Все, кто ездил, знают: убрал руку с руля такого агрегата, и траектория сразу начинает меняться. Такого эффекта на велосипеде не возникает, потому что «штурвал» широкий.

Кроме того, маленькие неподрессоренные колеса «собирают» все выбоины, ямки и кочки. «Запнуться» на самокате и полететь через руль – легко. Прибавьте сюда относительно высокий центр тяжести, шаткое положение «райдера» – и получите уйму проблем с управляемостью, устойчивостью и проходимостью.

Спору нет, опытные пользователи могут выполнять на самокатах трюки: прыгать, крутить сальто. Но большая часть из нас с вами такому не обучена. А навык – это один из важнейших элементов безопасности.

№ 57 / 1333

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения




Свежий выпуск

Видео



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!