Иногда в своем доме мы не видим того, что очевидно нашим соседям. Это в полной мере относится к Сибири. К сожалению, до сих пор не завершена дискуссия, чем является Сибирь для России и каковы должны быть приоритеты государственной политики в отношении этого огромного макрорегиона.
Американские рецепты
В начале XXI века большой популярностью пользовалась книга американских исследователей Фионы Хилл и Клиффорда Гэдди «Сибирское проклятье. Как коммунистические плановики заморозили Россию». Один из главных постулатов этого «исследования»: «Сибирь – проклятье России». Необходимость содержать эту бескрайнюю малонаселенную территорию тормозила (и тормозит) развитие российского государства.
Более того, как уверяли авторы, Сибирь никогда не впишется в рыночную экономику, поскольку издержки холодного климата и огромных расстояний делают неконкурентоспособным любое производство на этой территории.
Хилл и Гэдди прямо заявили: огромные пространства не являются ни силой, ни преимуществом России. А посему, чтобы успешно развиваться, русские должны сосредоточиться в пределах Московской Руси, где высокая плотность населения позволяет эффективно задействовать рыночные механизмы.
При этом за скобки выносится вопрос: а что делать с Сибирью? На него ответил другой американец.
В начале 90-х годов прошлого века в известном американском журнале «Вопросы географии» была опубликована статья под весьма красноречивым заголовком: «Давайте поможем русским и купим Сибирь». Автор, ведущий консультант Института мировой политики Уолтер Рассел Мид, предлагал президенту США Джорджу Бушу – старшему купить у России Сибирь за 3 трлн долларов (из расчета $1000 за акр). О том, что эта идея – отнюдь не беспочвенная фантазия, свидетельствует хотя бы история с покупкой Аляски. Ведь если в XIX веке сработало, почему бы и в XX не повторить?
К счастью, идея так и осталась идеей.
– Нынешнее руководство страны реально оценило истинный смысл этих «рецептов» и начало действовать прямо противоположным образом – наращивать социально-экономическую активность на сибирском плацдарме. Взят курс на развитие Северного морского пути и Российской Арктики. В рамках национальных проектов меняется к лучшему облик сибирских городов. Начинается реализация крупнейших в новейшей истории инвестиционных проектов, – отметил губернатор Красноярского края Александр Усс.
Пространство как ресурс
В чем ценность Сибири для России? В ее несметных природных богатствах.
Здесь сосредоточены более половины всех извлекаемых разведанных запасов полезных ископаемых России. В том числе 89 % нефти и 95 % газа, 85 % свинца и платины, 71 % никеля.
Сибирь – это и бескрайняя тайга – легкие планеты, и один из немногих регионов, имеющих колоссальные запасы пресной воды. А футурологи предсказывают, что в недалеком будущем именно пресная вода станет самым ценным ресурсом на Земле.
Но помимо ресурсов есть у Сибири еще одна, важнейшая для российского государства ценность. А именно ее огромные пространства. Они обеспечивают стране необходимую стратегическую глубину.
Не так давно на крупнейшем китайском информационном ресурсе «Байцзяхао» была опубликована статья, автор которой рассматривает значение Сибири для русских.
Для начала автор приводит некоторые цифры. Россия – огромное государство, площадь которого составляет 17,07 миллиона квадратных километров. Это превышает суммарную площадь двух континентов – Европы и Австралии. 3/4 этой огромной территории, или 13,1 миллиона квадратных километров, занимает Сибирь. Однако здесь проживает лишь одна пятая населения страны.
«Получается, что Сибирь, такая малонаселенная и экономически неразвитая, бесполезна для России?» – задает автор вопрос и сам дает на него ответ: «Отнюдь нет, она для России – то, что позволяет ей удерживаться в ряду великих держав первого эшелона».
По мнению автора, именно экспорт сибирских природных ресурсов, в первую очередь нефти и газа, позволил России выдержать концентрированный удар западных санкций после присоединения Крыма.
Более того, без Сибири, считает автор, Россия превратится во второразрядную европейскую державу, которой смогут нанести поражение армии таких государств, как Великобритания или Франция. А для США Россия в качестве оппонента навсегда сойдет с политической арены.
Сценарий сохранения территории
Но очевидно, что просто обладать Сибирью недостаточно. Группа красноярских ученых смоделировала возможные сценарии будущего, в том числе сценарий «сохранения территории», когда активность государства направлена только на удержание Сибири в едином контуре страны.
В долгосрочной перспективе это приведет к усилению различий между экономическими и демографическими потенциалами Сибири и сопредельных государств, в первую очередь Китая, и постепенному «соскальзыванию» макрорегиона в зону интересов Поднебесной. Стратегия удержания потребует серьезных вложений в военно-пограничную инфраструктуру. И не только по южной, но и по восточной, северной границам. При этом хозяйственная деятельность в макрорегионе становится экономически нерентабельной.
Расчеты ученых показывают: сохранить Сибирь в составе России можно, только развивая ее. А вывод таков: нужны «необходимые инвестиционные ресурсы и политическая воля – готовность так изменить правила экономической игры в стране, чтобы деятельность на территории Сибири и Дальнего Востока стала привлекательной и выгодной для многих субъектов».
Наша страна стала Россией после того, как произошло присоединение первых сибирских земель, – говорит депутат Государственной думы Виктор Зубарев. – В условиях глобального противостояния с Западом Сибирь и арктические территории могут обеспечить России стабильные условия для экономического подъема, перенастройки промышленного и транспортного комплекса, переориентации нашего хозяйственного механизма на восток.
При этом надо понимать, что Сибирь не сможет развиваться необходимыми для страны темпами без самой масштабной федеральной поддержки. Да, появилась стратегия с ее кластерным подходом, готовится дорожная карта ее реализации, в последние годы много вложений в транспортный комплекс. Но нет четкого видения решения демографической проблемы, нет конкретных планов возрождения высокотехнологичного индустриального каркаса. Времени немного – на все это должен быть ответ в виде конкретных программ с закрепленными в бюджете строчками финансирования. Считаю, что ИПСЭР надо формировать для всех сибирских регионов, независимо от их позиций в правительственных рейтингах.