Ежегодно в апреле полиция отмечает значимую дату – день создания следственного управления. Мы часто пишем о легендах краевого сыска, но главный вопрос, который остается открытым: кто придет им на смену? Иван Рыженков – один из представителей молодого поколения. Такие, как он, будут определять лицо краевого следствия через 10–20 лет.
«Писал «библиотека», а сам бежал в спортзал»
– Следователь следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю, старший лейтенант юстиции Иван Валерьевич Рыженков, – за столом с аккуратными стопками бумаг в крошечном кабинете сидит 26-летний парень. Это его первое интервью, хотя к вниманию он должен бы привыкнуть: Иван – успешный спортсмен. Самбо, дзюдо, рукопашный бой – все это он очень любил с детства, а вот на службу в органы попал, можно сказать, случайно. Хотя сейчас сам считает эту случайность вполне счастливой.
Иван родился в поселке Тисуль Кемеровской области.
– У нас была музыкальная школа и спортивные секции – бег, баскетбол, волейбол, – рассказывает он. – Но не было того вида спорта, который был бы интересен. А мне хотелось заниматься борьбой, поэтому после 9-го класса я стал искать кадетские корпуса, куда мог бы поступить. Ближайшим оказался ачинский.
Решение девятиклассник принял сам и в последнее мгновение: до начала учебного года оставалось три недели. Поступил без труда – учеба всегда давалась легко. Еще одной причиной, по которой его выбор пал на Ачинский кадетский корпус, были секции дзюдо и самбо.
– Там я пропадал все свободное время, – делится он. – Писал дневальному, что в библиотеке, а сам – в спортзал. Без спорта свою жизнь не представляю. Два раза на России я стал вторым по рукопашному бою, один раз занял второе место в международных соревнованиях по панкратиону, и хоть сейчас не соревнуюсь, но тренируюсь ежедневно по утрам. Спорт – это характер, уверенность в себе. Какая бы ни была ситуация, я разговариваю с любым человеком свободно: чувствую за собой силу и правду.
Со временем Иван выполнил нормативы кандидата в мастера спорта по дзюдо и самбо, стал мастером спорта по рукопашному бою.
«Мировоззрение меняется очень быстро»
После кадетского корпуса учился в Омской юридической академии МВД РФ, а потом первый рабочий день – в Емельяново.
– 6 августа 2014 года. Я запомню его на всю жизнь, – делится Иван. – Пришел в первый день из академии, со всеми познакомился, а мне говорят: мы сидим тут до 9–10 вечера. Я говорю: как так? А Трудовой кодекс? А мне: втянешься – поймешь. Думал, что работу буду делать своевременно – и уходить вовремя. А потом столкнулся с самой работой.
Мировоззрение поменялось очень быстро. Проблем у людей много, много заявлений, обращений, и в ситуации, когда на одной чаше весов собственный комфорт, а на другой – интересы граждан, выбор для следователя очевиден.
Как рассказывает Иван, он понял, что спокойно уйти домой не получится – люди ждут, что работа будет сделана. Втянулся быстро – и раньше 10 с работы не уходил.
Первое дело – расследование кражи сотового телефона в гипермаркете. Как делится следователь, у них есть свои внутренние обозначения – дела светлые и темные, очевидные и неочевидные. Это дело считалось светлым – сразу был подозреваемый. Но несмотря на всю очевидность, пришлось непросто – с трудом, но разобрался.
После этого дел было много – сложных, резонансных, с матерыми адвокатами и непростыми преступниками.
– На службе в органах мировоззрение меняется быстро, – Иван становится серьезным. – Особенно на дежурствах, когда ты работаешь с 8 до 8. Если преступления тяжкие, если это, например, ДТП с причинением тяжкого вреда здоровью, кражи, следователь выезжает сразу. Первый выезд у меня был на ДТП с тремя трупами – мама, маленький ребенок и пассажир из другой машины. Муж погибшей женщины остался инвалидом. Я приехал оформлять, и сам был просто убит этой картиной. Кровь на асфальте, родственники, которые тебе вопросы задают. И ты понимаешь, насколько важным делом занимаешься – как после такого уйти домой вовремя? Не по-человечески это. Понимаешь: все, что ты считал проблемами, – ерунда по сравнению с горем мужчины, который потерял семью и остался инвалидом.
«Стал более упорным»
Окончательные сомнения по поводу выбранной профессии развеялись после первого же отпуска «на гражданке».
– Когда работаешь в системе, не замечаешь уровень своих знаний, тут же все профессионалы, – рассуждает Иван. – А приехал я домой в первый отпуск, и оказалось, что у друзей, родных много ситуаций, в которых они не знают, что делать. А я знаю. Понял, что чего-то стою как специалист. С этого момента стал по-другому относиться к профессии. Стал более упорным, изучаю законодательство до нюансов, правозащитная деятельность – мой главный ориентир сейчас.
Надо сказать, на такого молодого следователя граждане реагируют по-разному – кто-то снисходительно, кто-то с недоверием. Но все это до того момента, как начинается разговор. После пары-тройки ссылок на законы, делится Иван, ни у кого сомнений не остается. Иногда бывают случаи и комичные, и трогательные одновременно. Иван вспоминает, как однажды выехал на квартирную кражу в красноярский микрорайон Северный: у бабушки – участницы войны воры вынесли телевизор.
– А в Советском районе очень большой поток заявлений, много выездов – следователи вообще не сидят в кабинете, – рассказывает он. – Я весь в суете, провожу осмотр, начинаю опрашивать бабушку. Вопросы ей задаю, она задумалась и вдруг спрашивает: «Сынок, а ты почему без носков? Холодно ведь». А я в каких-то светлых носках был, бабушка видит плохо. Так она за меня распереживалась, что простыну. Спрашивала, женат ли, есть ли дети. Советы мне давала. Тогда я понял, что человечность – превыше всего. У нее беда, а она обо мне заботится.
Еще Ивана тогда поразило, что бабушка не закрывала дверь. Теперь уже ему пришлось лекцию о безопасности ей прочитать.
– Наш отдел занимается мошенничествами и преступлениями в Интернете. И я хотел бы дать совет старшему поколению, – в завершение разговора говорит он. – Не быть доверчивыми. Прежде чем принять какое-то решение, нужно посоветоваться с детьми, внуками. А в целом стараться идти в ногу со временем – осваивать Интернет, больше читать, потому что о тех же мошенничествах мы стараемся сообщать как можно чаще. Ведь львиная доля мошенничеств совершается в отношении лиц старше 50–60 лет – «переведи мне деньги, я в беде», вот эти все эсэмэс. И попадаются, к сожалению, те, кто не обладает элементарными знаниями.
Сейчас Иван все свое время посвящает работе и спорту, на вопрос о семье отшучивается – говорит: сначала должен состояться как специалист, а потом уже и о семье думать.
– А вообще мне хочется, чтобы в нашей стране была такая ситуация, когда закон и право де-юре будут соответствовать де-факто, – резюмирует он. – Чтобы все существующие законы исполнялись, чтобы виновные всегда несли наказание. И мы будем к этому стремиться.