Потаенный народный обычай выкалывать иголкой бесстыжие зенки фотографическому изображению разлучницы (начальника, кредитора, соседа-алкоголика – вариантам несть числа) ученые относят к атавизмам, зародившимся в те незапамятные времена, когда правило сплошное коллективное бессознательное, а важнейшим из всех «искусств» считалась магия.
Работает она по довольно простым принципам, один из которых – отождествление живого объекта с его портретом – живописным, скульптурным, грубо символическим и пр. Соответственно, все сотворенное изображению должно отразиться на его прототипе. Нашим отсталым предкам приходилось упражнять свои умелые руки, мастерить куколок, пупсиков, рисовать на досках рожицы недругов с целью последующего надругательства над ними. Потом пришла и завоевала мир научно-техническая революция, пережитки коллективного бессознательного были объявлены глупостью, недостойной цивилизованного человека. Советский Союз, кстати, в осуждении предрассудков был особенно рьян, поскольку исповедовал материализм (диалектический и исторический) в качестве государственной религии. Искоренить их так и не получилось, поскольку в темных глубинах подсознания черт ногу сломит – вот и занимались советские граждане черной магией, правда, немногие и большей частью тайком – боялись осуждения. Наверное, один только мой сослуживец с Кавказа орал на всю казарму после очередной командирской трепки: «Приеду домой, куплю барана, назову его Старший Лейтенант Низовой и за-рэ-жу!»
Но, когда стало посвободнее, магия пережила свою эпоху Возрождения. Причем я имею в виду не столько многочисленных колдунов, приворотчиков-отворотчиков, заряжателей кремов и пр., а людей, увлекающихся политикой, т. е. вполне практичных, рациональных, несмотря на то что сами они уверяют публику в обратном. Сжигание персональных именных чучел, практиковавшееся в первые советские годы (Чемберлен, Даладье и прочие злыдни), продолжилось в наши времена. Жгли председателя нацбанка Казахстана Марченко, националистку Фарион, мэра Сызрани, недобросовестных застройщиков, Бандеру, Мустафу Джамилева, Меркель, Олланда, Лужкова, Горбачева… Помимо сожжения практиковались иные способы магической порчи портретов: разрывание, оплевывание, прокалывание, окрашивание и пр. Но вот что интересно: акции эти стабильно перекочевывают в Интернет (для него они в общем-то и делаются), однако широкого пользовательского одобрения не встречают. Пишут, к примеру, «тьфу… Изверги. Да вы… даже картонного Марченки недостойны!!!» – далее в том же духе.
Сейчас вот активно ругают подростков из города Братска, которые во время городского праздника вытащили из кустов качественно исполненный «холст», где были изображены мерная шкала и американский президент в полный рост, и предложили собравшимся принять участие в акции «Пни Обаму». Дети усердно прыгали, стараясь ногой заехать Бараку Хусейну в ухо или в лоб, дабы заработать побольше очков, но продолжалось веселье недолго – организаторы праздника приказали прекратить, портрет убрать и от данного шабаша решительно открестились. Сейчас прыгуны читают про себя: «Это просто мрак… Просто днище. Несчастные люди», «С каждым пинком Русь святая с колен поднимается», «Да действительно – глупость! Наказать тех, кто придумал это безобразие. По-моему, провокация!» Конечно, есть реплики совсем не педагогические – как же без них, но основная масса комментаторов предлагает детишкам подумать над своим поведением, впредь не совершать подобного – и это в Сети, где на уме и языке одно и то же и никаких приличий.
Предположить, что в Братске кто-то уважает героя портрета, конечно, можно, но это теперь редкий фрукт не только по братским – по общероссийским меркам. А то, что есть более-менее четкое понимание предела выражения своих симпатий-антипатий, ниже которого не стоит опускаться даже подросткам, – это факт. Понимают, разумеется, не все, но многие, и это радует… Не иначе это наследие советской «бездуховности».