«Открывая горизонт будущего» — так назывался проект, который в этом году впервые подготовили для слабовидящих и слепых детей сотрудники Красноярского центра профориентации. Помогали им в этом HR-наставники – студенты Сибирского института бизнеса, управления и психологии. Для них это был первый опыт такого рода работы.
В течение восьми дней для учащихся 8-12 классов Красноярской общеобразовательной школы-интерната № 10 проходил цикл профориентационных занятий.
Чтобы подростки лучше раскрылись, научились общаться и принимать друг друга, для них провели тренинг «Мой мир». Ребятам предлагали почувствовать какую-то эмоцию, представить проблему, а потом выразить свое отношение к ней с помощью кинетического песка. Занятие вылилось в обсуждение отношений со сверстниками и взрослыми.
Затем детей знакомили с миром профессий и провели диагностику профессиональных склонностей каждого. Ребята могли выбрать варианты приложения своих сил в будущем. Состоялась экскурсия на ООО «КрасТЭМ» – одно из производственных предприятий Всероссийского общества слепых. Здесь работают слепые и слабовидящие представители разных специальностей: машинист гофрировального агрегата, швея, рабочие по изготовлению вспомогательных упаковочных средств и другие. Сейчас предприятие предполагает закупать новые производственные линии и заинтересовано в омоложении коллектива.
Однако представление о том, что люди с ограниченным зрением могут идти только на рабочие специальности, ошибочно. Это доказала и встреча ребят с красноярскими инвалидами по зрению, которые смогли реализоваться на разных поприщах. Один из участников встречи получил в свое время профессию массажиста, отработал 8 лет в краевой больнице, а сейчас осуществил свою мечту – поступил в Сибирский федеральный университет и учится на программиста. Познакомились ребята и с библиографом Красноярской библиотеки. Незрячая женщина получила два высших образования. Новые знакомые поделились с ребятами опытом обучения в вузе, обретения профессии, сложностями, с которыми сталкиваются в жизни.
Школа скоро закончится. Что ждет этих детей дальше? О перспективах шел разговор на круглом столе «Мы в будущем». Участие приняли педагоги школы-интерната, родители ребят, психологи Красноярского центра профориентации. Оценивая первые результаты проекта, директор центра Зульфия Исмагилова отметила: «Несомненно, профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою специфику. Задача специалистов – помочь ребенку выбрать такую профессию, в которой он сможет задействовать все свои ресурсы, которая гарантирует ему в дальнейшем адаптацию к рынку труда, трудоустройство, конкурентоспособность, востребованность. Здесь очень важен не только индивидуальный, но и комплексный подход, так как многие родители недооценивают важность консультаций по выбору профессии именно со специалистом и допускают ошибки при решении такого важного вопроса».
Студенты Сибирского института бизнеса, управления и психологии, которые приняли участие в проекте, высказались за продолжение занятий со слабовидящими детьми. А декан факультета психологии Татьяна Нурисламова подтвердила, что «на сегодняшний момент вузы готовы предоставить возможность обучения и слепых студентов, создать для них комфортную среду обучения». Прозвучали предложения от преподавателей школы и родителей учеников: вернуть практику получения слабовидящими детьми профессии медицинского массажиста.
Проект стал частью краевой профориентационной акции для детей-инвалидов «Мир профессий», которую провела в декабре служба занятости. Так, в Красноярске для детей прошел мастер-классы по парикмахерскому искусству. Под руководством преподавателя-практика дети сначала на манекенах, а потом и на сверстниках, друзьях, которые выступили моделями, учились создавать прически. В детской библиотеке «Лукоморье» в Сосновоборске состоялся «Профессиональный брейн-ринг». Добровольцы-профориентаторы предложили ребятам выполнить ряд заданий, каждое из которых было связано с миром профессий. В Лесосибирске реализовали другой профориентационный проект «Научи меня творить». Воспитанники детского дома и общеобразовательной школы попробовали силы в мастер-классах по тестопластике, бисероплетению, изготовлению кукол и изделий из дерева.