Дорога к читателю

Журналисты Сибири обсудили, есть ли будущее у прессы

Дорога к читателю Журналисты Сибири обсудили, есть ли будущее у прессы

Эксперты печатных СМИ однажды спросили у представителей молодого поколения, знают ли они, что такое подписка. Большинство школьников и студентов ответили: слышали только о подписке о невыезде… Исследование перспектив медиарынка зашло в тупик: а будут ли читать газеты, скажем, через 10 лет? По какой дороге идти к аудитории, чтобы традиционным СМИ быть современными и востребованными? Актуальные вопросы развития прессы журналистское сообщество Сибири ежегодно обсуждает на авторитетной экспертной площадке – медиафоруме «Енисей.РФ». В этом году он прошел в четвертый раз, подтвердив свою значимость.

На пороге перемен

Встречи журналистов и экспертов на форуме – хорошая возможность лично пообщаться с опытными медийщиками, пополнить копилку знаний, а также понять, в каком направлении развивать свой профессионализм. Как и прошлые площадки, нынешний «Енисей.РФ» поднял самые острые темы, которые волнуют медиасообщество. Эксперты, многие из которых уже стали постоянными участниками форума, поделились исследованиями тенденций. Лекции и мастер-классы на «Енисей.РФ» всегда проходят в дискуссионном режиме. После выступлений у журналистов есть возможность задать вопрос, поспорить. Ведь любая теория шлифуется практикой. И даже такой тренд развития информационного пространства, как «меньше текста, больше визуальности» (согласно исследованиям это заказ современного читателя), можно и нужно обсуждать. Для СМИ, всегда настроенных на полемику, дискуссии – самый лучший формат.

О важности поисков дорог и путей к читателю, когда на рынок газет и журналов наступает Интернет, о необходимости проводить подобные форумы в Красноярске, сердце одного из крупнейших регионов страны, говорит и тот факт, что в первый же день «Енисей.РФ» посетил губернатор края. Лев Кузнецов подчеркнул, что каждому СМИ нужно четко видеть свои цели, а задача власти – поддержка и развитие разнопланового информационного пространства региона. Тем более в эпоху перемен, которые нельзя не замечать.

Технологический прогресс влияет на нашу жизнь. И журналистика не исключение. Акулам пера необходимо меняться, адаптироваться к новым требованиям читателей. Интернет медленно, но верно отщипывает аудиторию традиционных СМИ. У поколения смартфонов и планшетов, а это не только молодежь, но и, как принято говорить, «экономически активное население», меняются потребительские привычки. Одна из них – привычка покупать газету и черпать из нее информацию – постепенно уходит. Поэтому важно со всеми трендами внимательно разобраться. Как подчеркивали эксперты форума, заниматься высокоточными прогнозами о том, когда умрут газеты, дело неблагодарное. Запрос на качественный контент никуда не исчезнет. А в планшете он будет или на печатной странице – время покажет.

Владимир Касютин, секретарь Союза журналистов РФ, привел яркие цифры: как и 20 лет назад, в России остается около четырех тысяч изданий. Рынок печатных СМИ вовсе не скукожился, как предрекали некие Нострадамусы, пугая читателей. Евгений Цветков, руководитель управления информполитики губернатора края, выступая за круглым столом «Изменение форматов работы СМИ в современных условиях», также подчеркнул, что пораженческие настроения преждевременны:

– Традиционной журналистике конец? Я не вижу этого. Более острый вопрос – качество и профессионализм специалистов. Где их брать? Почему журфаки выпускают генералов, становятся фабрикой звезд? А нам нужны лейтенанты, молодые перья, которые по-настоящему хотят трудиться.

Анна Качкаева, декан факультета медиакоммуникаций ВШЭ, профессионально заглянув в будущее, сделала вывод о том, что традиционные СМИ все-таки опаздывают за поколением next:

– Признаем, что аудитория традиционных медиа стареет. Новому читателю, которому сейчас пока от 18 до 25 лет, нужен другой, «мобильный» контент. Среди вызовов современной журналистики – технологический прогресс и разрыв поколений. Поэтому в большой медиаигре победит сильнейший. То есть те СМИ, которые найдут самую короткую дорогу к читателю.

Уйти от репродуктора

Новые точки отсчета расставил Андрей Мирошниченко, медиааналитик, в прошлом редактор и издатель:

– Информация перестала быть дефицитом. И у СМИ больше нет на нее монополии. Поэтому задачи традиционной журналистики меняются. При той лавине фактов, которая наступает из ТВ и интернета, требуются спецы, способные объяснить суть явлений. Поэтому читатель сформировал устойчивый запрос на колумнистику.

Еще одна важная веха – взрыв авторства, который произошел в XXI веке. Он создает новые условия для журналистики. Читатель сам может написать статью, комментарий и опубликовать в соцсетях, на форумах сайтов. Возникает вопрос: а зачем ему газета? Все за тем же – быть соучастником и сотворцом. Поэтому редакциям печатных СМИ важно быть более интерактивными: не просто писать о том, что волнует людей, а напрямую привлекать их к планированию тем, к сбору информации, мнений, к расследованию происшествий.

Таким образом, противоречия между новыми медиа, какими стали блоги, соцсети, и традиционными СМИ снимаются, если всем дружно двигаться в сторону создания площадки для аудитории. Задача – перестать быть репродуктором, который сам себе что-то вещает на улице. Будущее за другой моделью – журналистикой вовлеченности читателя в процесс создания контента.

Готовы ли вы, читатели, стать авторами? Вместе с нами рассказывать на полосах газеты истории, которые тронут всех и каждого. Ведь именно это настоящий вызов профессии журналиста. Писать о людях, сопереживать им. Найти героя, который подарит чувство надежды всем тем, кому сейчас трудно. Во все времена тема человека остается в тренде.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного