Духовные банкроты В чем сложность реабилитации зависимых?

Духовные банкроты В чем сложность реабилитации зависимых?

– А эти гири только я поднять могу, – Денис Харченко, руководитель реабилитационного процесса центра «Ковчег», осторожно освобождает из схватившегося корочкой снега 14-килограммовую гирю. – Выздоравливающие пока не могут – для них вон те, 7-килограммовые. Я тоже сначала не мог. А сейчас я в трезвости уже пятый год – не пью, не употребляю наркотики, не курю. И даже не матерюсь, во всяком случае, стараюсь. Только сын все никак не может понять, где я работаю, – думает, что в спортивном лагере.

Люди разные, проблема – одна

«Ковчег» – один из девяти центров, которые в январе вступили в Красноярскую региональную общественную организацию «Ассоциация развития реабилитационных центров». Все они расположены в удалении от Красноярска – для выздоровления необходим полный отрыв от привычной среды. Центры время от времени проверяет делегация представителей УФСКН России по Красноярскому краю, общественного совета при УФСКН, Ассоциации развития реабилитационных центров, ККНД № 1.

Центр реабилитации– На реабилитацию попадают после получения медицинской помощи, – поясняет Наталья Махова, клинический психолог отделения медицинской профилактики Красноярского краевого наркологического диспансера № 1. В «Ковчеге» работает один раз в неделю, еще один день – в «Лабиринте», что в том же Сухобузимском районе. – Параллельно мы ведем занятия с родителями – один день по вечерам в Красноярске, это обязательно, потому что зачастую проблема кроется именно в неправильном поведении родственников.

В центре одновременно находятся 30 мужчин от 18 до 60 лет с самыми разными зависимостями: алкоголизмом, наркоманией, игроманией. Такое «смешение» не мешает процессу выздоровления: существенной разницы в работе с этими зависимостями нет. В глубине каждой, уверяет клинический психолог, лежит глубокая психологическая причина, которую нужно вскрыть. Хотя и причины эти типичны: тоска, одиночество, невозможность занять свое место в мире.

24 часа в сутки с выздоравливающими находится Денис Харченко, руководитель реабилитационного процесса. За плечами Дениса – 20 лет употребления тяжелых наркотиков и пять лет трезвости. Сейчас он вместе с другими утром бегает по 3 км, обливается холодной водой, парится в бане – своим примером показывает, что выздоровление возможно. Реабилитационный центр живет как большая коммуна: в спальне двухъярусные, как в казарме, кровати, нет ни одного закрытого шкафа – все на виду. Реабилитанты тоже на виду друг у друга.

– В любом деле нужен помощник – так же и здесь, – поясняет такую коллективность Денис. – Важно единое выздоровление. Они приезжают сюда все разные, каждому кажется, что его проблема – самая серьезная, положение – безвыходное. А потом на первом же занятии видят, что проблема у всех одна, и сердца их оттаивают – ребята начинают вливаться.

Меняться постоянно

Во время посещения нами центра в доме – не больше десятка парней, все остальные играют в футбол на поляне в паре километров от центра: общение с новыми людьми во время выздоровления крайне нежелательно, сюда даже родственников не пускают. Оставшиеся прячут лица – лечение в «Ковчеге» анонимно. Все разговоры в центре – о болезни. Только так называют зависимости.

– Наркомания – болезнь, такая же, как онкологические заболевания, – поясняет Денис. – Неизлечимая, и я просто продолжаю с ней жить, при этом не употребляя. С каждым месяцем трезвости, с каждым годом вижу, как что-то меняется. Стал спортом заниматься, учиться начал – книги читать. С каждым годом я что-то приобретаю.

Стремление к саморазвитию – такая же фишка центра, как и особое внимание к спорту. К сожалению, пока не совсем понятно, можно ли ее транслировать на другие реабилитационные организации: «Ковчегу» всего чуть больше двух лет, вполне возможно, что здесь придумают, как такую методику распространять. Сейчас прошедшие реабилитацию и адаптацию в городе (ребята некоторое время живут на квартирах под присмотром консультантов) возвращаются в центр волонтерами: помогают на кухне, фотографируют наш приезд. Эти парни «в трезвости» – многие из них смогли найти работу, хотя до попадания в центр трудовой опыт имеют от силы 10 % – остальные сидят на шее у родственников.

«Под забором не валялся»

Главная проблема, с которой сталкиваются в центре, – не физические последствия от наркотиков – нет, ломки, какая была раньше от медленной группы наркотиков, сейчас нет. Современные наркотики, по наблюдениям Дениса, духовно опустошают человека: «духовные банкроты» – такое меткое определение нашел он для наркоманов. Ценности, нравственные ориентиры, которые помогли бы в выздоровлении, у таких людей отсутствуют. Зато есть гордыня, своеволие, отрицание – и своей болезни, и проблем, которые с ней связаны.

РеабилитацияОтрицание препятствует выздоровлению от еще одной зависимости – от алкоголя. Алкоголики в центре – в меньшинстве, их всегда не больше трети. С ними труднее, признаются здесь, они намного горделивее.

– Наркоманы приспособлены к жизни. Есть даже лозунг такой: выздоравливающий наркоман обречен на успех. Когда человек бросает наркотики, у него остается потенциал добытчика. Раньше наркотики добывали, теперь – трезвость, – делится наблюдениями Денис. Наблюдение тоже очень тонкое – стоит вспомнить о том, что все директора реабилитационных центров – бывшие наркоманы. – С алкоголиками другое, они не признают проблему. Они мне: «Я под забором не валялся. Какой я алкоголик». А когда он пьяный на машине ехал – это не считается.

Езда на машине пьяным, пусть хотя бы 100 метров до ближайшей парковки, – один из признаков второй стадии алкоголизма, просто об этом не все знают. Всем реабилитантам предстоит вспомнить такие случаи – от первого опыта употребления алкоголя или наркотиков до самых вопиющих случаев в их биографии. Эту письменную работу по программе «12 шагов» называют историей болезни – она позволяет переосмыслить опыт, а значит, и изменить образ жизни, именно он становится причиной возникновения зависимости. Самое сложное, учат в центре, не бросить наркотики и алкоголь, это на самом деле легко, а научиться жить без них – и вот это уже трудно. Потому что за душой у протрезвевших зависимых – ничего: ни семьи, ни детей, ни бизнеса. Только разочарования, низкая самооценка и долги. Но и это можно преодолеть – было бы желание: за время работы центра «выпустилось» около 20 человек, и только трое вернулись к старому.

«Хотелось быть взрослой»

Другой реабилитационный центр в Сухобузимском районе – «Лабиринт». Условия здесь уже другие: в столетнем добротном доме из лиственницы топится печь, можно курить, но также есть обязательная для всех выздоравливающих баня. Сейчас в «Лабиринте» находятся 18 человек – не только парни, но и девушки (самой взрослой клиентке 52 года, родные хотят, чтобы прекратились ее многомесячные запои). Здесь живут от шести месяцев, меньше реабилитация не длится, хотя один из парней провел год и три месяца и возвращаться в город пока не собирается. Как и в «Ковчеге», все реабилитанты в основном красноярские. Ане 19 лет, и в «Лабиринте» она живет 10 месяцев. 4 марта отметила важную дату – полтора года трезвости. Кому-то такой срок может показаться несолидным, но для нее это настоящая победа. В первый раз алкоголь девочка попробовала еще в дошкольном возрасте: утащила стакан со стола – понравилось.

– Наверное, мне хотелось казаться взрослой, – Аня перебирает рисунки выздоравливающих – в центре у каждого есть свои обязанности: она хранит красочные картинки, а потом отдает их на память тем, кто «выпускается». – В 12 лет я уже целенаправленно покупала алкоголь в магазине – мне нравилось. Наркотики начала употреблять в 16.

Пристрастия Ани лишили ее спортивной карьеры – она подавала надежды в тайском боксе, лишили и образования – 11 классов так и не окончила. Но, как считает она, самое главное – разрушили отношения с семьей: бабушка, пожалуй, не помнит, как выгляжу, грустно шутит девушка.

Аня уверена: сейчас она может справиться и с алкоголем, и с наркотиками, а если возникнут мысли о потреблении, она знает, как нужно поступать. Но поддержка все-таки нужна, именно поэтому девушка пока в центре. За его пределами ее ждет молодой человек – и слабая, но все-таки надежда, что удастся начать жизнь с чистого листа.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное