Валентина Зуева вступила в долевое от компании «Стройтехника» в 2007 году. Чтобы купить однокомнатную квартиру, взяла ипотеку. Вот уже несколько лет женщина платит по кредитам. В итоге, говорит, обычная «однушка» в не самом престижном районе города уже обошлась в пять (!!!) миллионов рублей. Расплачиваться за воображаемую квартиру приходится отнюдь не воображаемыми деньгами и здоровьем.
Ни ответа ни привета
Валентина далеко не единственная, кто остался и без жилья, и без денег после банкротства печально известной строительной компании. Галина Ивановна Рублевская трудилась на Севере. На пенсии переехала в Красноярск. Сбережения вложила в квартиру от «Стройтехники». О своем горе даже рассказать в подробностях не может – сразу начинает плакать. Сейчас скитается по красноярским общежитиям. Живет на одну пенсию – на работу пожилую женщину никто не берет.
Сергей Степанович Кулаков тоже с Севера. Всю жизнь проработал в Богучанском районе и хотел на пенсии переехать в более комфортный Красноярск. За трехкомнатную квартиру в 2007 году отдал около двух миллионов рублей.
– Мне пообещали: «В 2009 году получите готовое жилье», – рассказывает Сергей Степанович. – Проходит два года – ни ответа ни привета. Потом началась история с банкротством. Я получил схему доплаты, благодаря которой строительство могло быть завершено. За трехкомнатную квартиру мне нужно было дополнительно отдать 600 тысяч рублей. И, хотя меня предупреждали: «Зачем ты платишь, если ничего абсолютно не делается?», я перечислил первый транш в 200 тысяч.
«Золотая» квартира
Скандальное дело «Стройтехники» давно известно красноярцам. Застройщик уже семь лет пытается сдать десять домов, которые расположены по всему городу (большая часть – в микрорайоне Покровском). Некоторые почти достроены, некоторые застыли на стадии котлована. В общей сложности повисли в воздухе около 800 квартир.
Обманутые дольщики все эти годы пытаются отстоять свои интересы. Но, оказалось, это совсем не просто.
Сейчас у измученных людей появилась надежда получить свои квартиры. На этой неделе было принято решение о создании жилищно-строительного кооператива. Это, по словам специалистов, единственный вариант завершить процесс.
– Для достройки незавершенных объектов необходимо их передать ЖСК. Это единственный вариант, который предусматривает закон о банкротстве, – рассказывает конкурсный управляющий ООО «Стройтехника» Владимир Пинчук. – Затем последует обращение в арбитражный суд. После того как он одобрит ходатайство, жилищно-строительный кооператив сможет приступить к завершению строительства.
Однако на вопрос, когда наконец люди смогут въехать в свое жилье, Владимир Пинчук не смог сказать ничего определенного. Самих же дольщиков тревожит то, что одним из первых решений ЖСК стало требование вновь сдать деньги – пока около восьми тысяч рублей за квадратный метр.
Таким образом, одной из героинь этого материала придется дополнительно выложить за однокомнатную квартиру еще около 330 тысяч рублей? Просто золотые квадратные метры получаются!
– К сожалению, без этого единовременного паевого взноса участникам строительства не обойтись, – поясняет Владимир Пинчук. – Если это будет возможно, ЖСК постарается минимизировать доплаты.
Тот, кто не согласен платить в очередной раз, конечно, может отказаться от членства в кооперативе. И может встать в очередь кредиторов компании-банкрота, а значит, скорее всего, остаться ни с чем.
У любого человека, знакомого с историей «Стройтехники», возникает масса вопросов. Например, существуют ли гарантии, что после создания ЖСК злополучные дома будут достроены? Когда это произойдет – через пять, десять, пятнадцать лет? И сколько еще придется заплатить денег людям за свои и так уже ставшие для них неоправданно дорогими квартиры?
Гарантия на 70 процентов
«Стройтехника» и господин Бурый, «Сибстоун», «Жилстрой», господин Рабинер – эти названия строительных компаний и фамилии известны красноярцам по громким историям с обманутыми дольщиками. Конечно, наш город – далеко не единственный, где случались подобные ситуации.
Участие в долевом строительстве в нашей стране порой напоминает игру в русскую рулетку. Часто местные власти становились последней инстанцией, куда могли обратиться за помощью несчастные люди. Не раз администрации городов и регионов брали на себя ответственность за решение проблем обманутых дольщиков (наш край не исключение).
Поэтому в России был принят закон, по которому все сделки с объектами жилья, основанные на долевом участии, требуют обязательного страхования. Он вступил в силу 1 января 2014 года и, как любой другой закон, не имеет обратной силы. Он должен гарантировать возврат средств, которые граждане вложили в «долевку».
Однако далеко не все эксперты уверены в полной эффективности этого нововведения.
Страховая компания берет на себя ответственность за невыполнение финансовых обязательств перед третьими лицами. Оценивать, насколько будут велики эти риски, сейчас достаточно сложно, – председатель совета некоммерческого партнерства «Саморегулируемая корпорация строителей Красноярского края» Антон Глушков объясняет, в чем сложность этого вида страхования: – Долевое строительство – такая сфера, где возможность невыполнения обязательств перед инвесторами и спекулятивных рисков, увы, не так уж и мала. Поскольку у страховщиков нет права влиять на финансовую структуру, они с опаской относятся к новому рынку.
Закон об обязательном страховании долевого строительства, возможно, станет причиной повышения цен на жилье. Конечно, оно вряд ли будет катастрофичным. По мнению Антона Глушкова, рост цен составит около трех процентов и произойдет ближе ко второй половине года.
Если, как говорится, что-то пойдет не так, инвестор не сможет вернуть все свои деньги. Страховка покрывает около 70 процентов стоимости квартиры в случае банкротства компании-застройщика.
Конечно, 70 процентов – лучше, чем ничего. И, наверное, дольщики «Стройтехники», «Жилстроя», «Сибстоуна» сейчас горестно вздохнули. Однако есть в новом законе и еще один спорный момент.
– Данный вид страхования уравнивает в рисках абсолютно всех застройщиков, – объясняет Антон Глушков. – Сейчас для строительного рынка значимо понятие деловой репутации. Инвестор, когда вкладывает деньги, руководствуется не только ценой, но и добрым именем компании. Сейчас репутация застройщика перестанет играть такую роль для клиентов.
СПРАВКА
В России с 1 января 2014 года страхование долевого строительства – обязательно. Закон должен минимизировать риски участников долевого строительства. Однако инвестор не сможет вернуть все свои деньги. Страховка покрывает около 70 процентов стоимости квартиры в случае банкротства компании-застройщика.
Существует три варианта, по которым может действовать застройщик (именно он обязан страховать риски):
- Договор страхования ответственности компании-застройщика перед своим инвестором.
- Предоставление банковской гарантии инвестору.
- Страхование, но не через страховую компанию, а при помощи создания компаний-застройщиков общества взаимного страхования.