Евгений ГОНТМАХЕР: «Сибирь нельзя назвать застойным местом Наш сегодняшний гость – доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО)

Евгений ГОНТМАХЕР: «Сибирь нельзя назвать застойным местом Наш сегодняшний гость – доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО)

Он приехал в Красноярск для участия в семинаре «Российская модернизация: риски и перспективы». Семинар проходил в рамках проекта по подготовке резерва управленческих кадров Красноярского края «Школа управленческого резерва». Евгению Шлемовичу не пришлось выступать в жанре монолога, слушатели активно включились в работу, задавали вопросы, высказывали свою точку зрения на обсуждаемые проблемы.

– В Красноярске люди полностью понимают ту повестку дня, которая сегодня стоит перед страной, они болеют за будущее. Это очень важно, потому что иногда попадаешь в места, где люди живут позавчерашними представлениями о том, что происходит в стране: «Я тебя не трогаю, и ты меня не трогай». Здесь же, судя по репликам и вопросам, которые мне задавали, всем понятно, что происходит в стране. Это мне это очень понравилось.

– А насколько типична для России такая ситуация или все-таки в большинстве регионов, где вы были, живут позавчерашним днем?
– Примерно пятьдесят на пятьдесят. Есть места, не буду их называть, где застой по полной программе – в головах, в настроениях. А в Красноярске… Ну Сибирь вообще, надо сказать, место не застойное. Тут я везде встречаю неравнодушных людей, которым интересно, что происходит. А регионы, где ситуация похуже, они, как это ни парадоксально, находятся ближе к Москве.

– То есть страна в этом отношении напоминает лоскутное одеяло?
– Лоскутов на самом деле не так много. Может быть, пять. Субъектов Федерации у нас 83, и среди них можно наблюдать примерно пять разных типажей.

– Был ли чем-то полезен сегодняшний семинар лично для вас?
– Безусловно. Сидя в Москве, рано или поздно у вас «сбивается прицел». Москва, конечно, это то место, где сосредоточены люди, принимающие решения, ведущие аналитические центры и все такое прочее. Там удобно работать. Но поездки хороши тем, что дают возможность самому посмотреть. С другой стороны, есть опасность, которая часто реализуется, что Москва замыкается на себе – как в знаменитой пословице про Садовое кольцо. Когда приезжаешь в регионы и общаешься с людьми, часто даже корректируешь собственное представление о том, что происходит и что делать. Эта важнейшая часть любой работы человека, который хочет что-то сделать, что-то исправить в жизни страны.

– Как вы оцениваете саму идею создания кадрового резерва в некоторых регионах России?
– Он есть далеко не в каждом субъекте Федерации. Не могу сказать конкретно по поводу его работы здесь, в Красноярском крае, потому что я специально не изучал этот вопрос. Но то, что такой институт в России вообще есть, это хорошо. Как раз сегодня мне задавали вопросы о старых элитах, новых элитах, о механизмах их ротации. Вот это один из потенциальных механизмов, когда создается резерв, когда официально туда попадают люди, вполне конкретные, все это знают, эти люди обучаются, готовятся, а потом занимают некоторые места без революций. И без всяких домыслов, потому что всем изначально понятно, для чего такой резерв создавался.

– Подобный опыт подготовки и «хранения» кадров не характерен для других стран…
– В Китае существует подобная система, но вы же понимаете, что эта страна развивается по крайне несовершенной модели демократии. Если мы говорим о развитых странах, где другие механизмы формирования элит и ротаций, то, конечно же, нет – это просто не соответствует существующей там политической культуре. Там все-таки другая история: на протяжении десятилетий там существуют такие понятия, как политическая конкуренция, демократия, выборы. Элита формируется там в достаточно жесткой борьбе и на региональном, и на общенациональном уровне, точки зрения сопоставляются в результате выборов. У нас этот институт пока себя еще не показал. По многим причинам, и объективным, и субъективным, у нас пока не сложилась партийная система в полном смысле слова. Институт кадрового резерва, если он нормально сработает, потом как раз сможет ситуацию поменять. Эти люди, которые придут на место старой элиты, смогут запустить механизм нормальной политической конкуренции, который уже будет по-другому формировать эти элиты. Тогда исчезнет необходимость и в самом кадровом резерве. Но это долгий процесс.

– Вы сегодня сказали, что не считаете себя политологом, социологом, а скорее социальным работником…
– Да, я экономист, социальщик. Это моя профессия.

– Вы занимались «социалкой» в российском правительстве, какие моменты у вас вызывают чувство наибольшего удовлетворения?
– Мы спасли пенсионную систему в начале 90-х годов, когда все обвалилось. Сперва пенсии отменили, всем платили одинаково, потом – восстановили персонифицированную пенсионную систему, учет и провели, между прочим, пенсионную реформу в начале 2002 года. Да, ее исказили в последние годы достаточно сильно, допустили несколько ошибок. Но могу вам точно сказать, что все могло бы быть намного хуже. Кроме того, в стране создана, пусть и слабая пока, система социальной защиты. Оказывается помощь инвалидам, многодетным семьям и другим категориям нуждающихся граждан. Она не всегда достаточна, она не такая, как в Европе, в этом направлении нужно много работать. Но самое главное, что она есть, ее сформировали, несмотря ни на что. Надеюсь, она будет совершенствоваться уже в самое ближайшее время – в этом есть необходимость. Нужна адресность, даже персонификация всех видов социальной помощи. Сейчас даже те небольшие деньги, которые выделяются, тратятся неэффективно, растекаются по всем слоям общества. В ближайшие годы будем делать все для конкретизации этих выплат. Отсюда, кстати, идея социальной карты, использования информационных технологий в социальной помощи.
– Помимо прочего, вы были одним из разработчиков антикоррупционной программы для президента. Насколько успешно она претворяется в жизнь, на ваш взгляд?
– Там много людей этим занималось, и я не главный. Я не считаю себя крупным специалистом в этом вопросе. Но, в любом случае, пока эффективность низкая – нет базовых условий, о которых я сегодня говорил, для успешной ее реализации. Условия эти просты: становление гражданского общества, политическая конкуренция, полная транспарентность, свобода СМИ (что касается газет, тут ситуация относительно неплохая, но телевидение, конечно, надо менять), общественного мнения. Только при наличии этих условий можно успешно бороться с коррупцией.

Наша справка

Евгений Шлемович ГОНТМАХЕР

Родился 6 июля 1953 года во Львове. В 1975 году окончил географический факультет МГУ. До 1991 года работал в Центральном экономическом научно-исследовательском институте (ЦЭНИИ) при Госплане РСФСР (позже – Министерстве экономики России). В 1992 году – начальник управления Министерства труда России. В октябре 1993 – апреле 1994 года – заместитель министра социальной защиты населения РФ. В 1999–2008 годах – начальник департамента социального развития аппарата правительства РФ. В 2003–2006 годах – вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей. В настоящее время – руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений РАН. Член президиума Российского еврейского конгресса. Доктор экономических наук, профессор. Женат, имеет дочь и сына.

Своими впечатлениями об участии в семинаре «Российская модернизация: риски и перспективы» с нами поделился начальник экспертно-аналитического управления губернатора Красноярского края Андрей КОПЫТОВ.

– Это мероприятие, являясь одним из цикла семинаров, проходящих в рамках программы подготовки резерва управленческих кадров Красноярского края «Школа управленческого резерва», важно само по себе. Его тема также важна, поскольку модернизация сегодня – один из трендов, существующих на федеральном уровне и проникающих в регионы. Нужна готовность воспринимать эту тему, включаться в ее обсуждение и, понимая формирующиеся на федеральном уровне инициативы, предлагать свои. На семинары приглашаются эксперты очень высокого уровня. Их участие делает эти семинары той площадкой, на которой участники программы могут встретиться не просто с «теми, кто слышал», а с теми, кто сам непосредственно участвовал в создании той или иной федеральной программы. Для участников это дает уникальную возможность получить ответы на свои вопросы из первых уст. Надо сказать, что система подготовки управленческих кадров, которая существует здесь, в Красноярском крае, помимо этого существует только в трех-четырех регионах страны. И это, конечно, очень большое дело. Разнообразный состав участников – а здесь и представители бизнеса, государственной власти, муниципалитетов – подтверждает, что потенциал есть. Есть стремление к расширению знаний и собственной компетенции. Лично я живу по принципу, что надо всегда учиться, если есть такая возможность, нужно использовать такую ситуацию для понимания нового, для уточнения каких-то своих позиций. Поэтому сегодняшний семинар я считаю для себя полезным и в личном, и в профессиональном отношении.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 мая 2022
«Енисей» против ЦСКА и «Торпедо»
В минувшие выходные обе команды ФК «Енисей» – мужская и женская – дома принимали московские клубы, причем одних из лидеров
Если в дверь постучал «водитель прокурора»
Около 534 миллионов рублей отдали мошенникам жители края только за четыре месяца этого года. По данным telegram-канала прокуратуры края, 2,6
Отвечая вызовам времени
О том, как и где сегодня в крае готовят квалифицированных специалистов, корреспондент НКК побеседовал с Еленой ШЕВЧУК, заместителем директора краевого Центра развития