Творческое объединение «Твори-Гора» хорошо известно в Красноярске. Это уникальная детская школа профессий и ремесел, в которой трудятся незаурядные педагоги. Они не только раскрывают в своих воспитанниках таланты, но и пытаются из каждого ребенка сделать Личность – умную, думающую, разностороннюю…
На одной волне
«Твори-Гора» – это множество разных курсов и мастерских. Дети занимаются здесь кино и мультипликацией, журналистикой и дизайном. Осваивают современные цифровые ремесла вроде 3D-моделирования, графики и анимации, изучают астрономию, астрофизику и робототехнику.
Есть технопарк, в котором школьники с удовольствием работают руками, занимаясь кузнечным, слесарным и столярным делом под руководством опытных наставников – они здесь тоже люди уникальные. Такие, как знаменитый дядя Женя, он же «дежурный дедушка» – Евгений Семенович Плотников. Душа технопарка и один из его создателей, инженер, мастер на все руки. Он учит детей обращаться с техникой и металлом, творчески мыслить, занимается с ними авиамоделированием и конструированием. Или Александр Архипов, прекрасный мастер и педагог, который преподает кузнечное дело, – ребятишки ходят на его занятия как на праздник, у них глаза горят. Под руководством Натальи Самсоновой, художника-керамиста, дети создают художественные произведения из глины и открывают для себя неожиданные грани этого красивого ремесла.
Наш сегодняшний герой Евгений Пронин ведет в технопарке «Твори-Горы» курс «Техно-арт», занимается с мальчишками слесарным делом.
На одном из его занятий мы и пообщались – прямо во время учебного процесса, под стук молотков, визг «болгарок» и всполохи электросварки.
В просторной и хорошо оборудованной мастерской дети работали с металлом. Каждый делал что-то свое. Один мальчик собирал «левитирующий стул» из квадратного стального профиля и цепей, другой – металлический каркас будущей аудиосистемы, третий увлеченно мастерил оригинальную коробку-корзину для инструмента.
Евгению нет и сорока, он, похоже, сам еще в душе мальчишка – увлеченный, легкий на подъем, с незашоренным взглядом на мир. Для человека, работающего с детьми, это очень ценные качества, он с ними на одной волне. Детей любит и понимает, у самого двое. Ребятишки липнут к нему, как скрепки к магниту, и ловят каждое его слово.
– Мы ведь здесь не только железо гнем. В конце занятий у нас обязательно чаепитие, – объясняет мастер. – Песни под гитару поем, на разные темы беседуем.
Песни Евгений сочиняет сам. Детям они нравятся.
– Наверное, про школьные дела они вам рассказывают? – уточняю у мастера.
– Да ну ее, эту школу, – вмешивается в разговор 12-летний кулибин Никита. – Надоела. У нас серьезные разговоры – про жизнь.
С техникой и железом Евгений знаком с детства – вырос в Иланском, как и все пацаны, увлекался мотоциклами, велосипедами, что-то мастерил в отцовском сарае, не боялся руки мазутом испачкать.
– Я все время дружил с ребятами постарше. Они что-нибудь ремонтируют, ну и я присматриваюсь, запоминаю, – рассказывает он о себе. – После школы поступил в профессиональный лицей, выучился на сварщика-электромонтажника. Работал на заводе, потом на стройке – участвовал в возведении объектов универсиады.
Фантазия и творчество
В «Твори-Гору» попал, можно сказать, случайно. Пару лет назад привел сюда 12-летнюю дочь на мастер-класс, встретил знакомую, которая здесь работает, разговорились, и она предложила ему позаниматься с ребятами – нужен был помощник мастера в столярный цех. А он давно хотел работать с детьми, чувствовал в себе педагогические способности. Вскоре и навыки работы с металлом пригодились – однажды нужно было какую-то полку изготовить. Зашел в слесарную мастерскую и очутился в родной среде: станки, верстаки. Начал заниматься с детьми техно-артом – фигурки всякие из железа собирать, элементы мебели и декора.
Евгений твердо убежден, что каждый мальчик, будущий мужчина, должен уметь работать руками. Во всяком случае, уверенно держать в руках молоток, отвертку и гаечный ключ.
– Мир, конечно, сейчас очень меняется – роботы, компьютеры, цифра. Ручного труда все меньше, но ценность его увеличивается. Гаджет молотку не помеха. Если ты умеешь что-то делать руками, ты нигде не пропадешь, – рассуждает мастер. – Ко мне ходят ребятишки от 12 до 15 лет. Самый благодатный возраст, чтобы привить ребенку слесарные навыки. У них фантазия кипит, они ищут, где приложить свои силы. Им все интересно, надо только уметь разбудить в них интерес, вовремя направить в нужное русло. Мальчишки в этом возрасте очень любопытны: а что будет, если эту детальку к этой приставить? А если так? Они тут у меня танки конструируют, зверей всяких из металлолома… Даже если поначалу то, что они сделали, выглядит нелепо и непонятно, не надо ребенка останавливать, а тем более ругать. Пусть экспериментирует. Он на собственных ошибках поймет, как надо. Не бить его по рукам, а только поощрять! Начинаем мы с азов – сначала техника безопасности, потом – за верстак. Учим, как сверло заточить, как полотно в ножовку вставить, как измерительными инструментами пользоваться, эскиз нарисовать и напильник в руках держать. Ведь большинство современных детей ничего этого не умеют. Обязательно – работа с электроинструментом, сейчас без него никуда. Станки – сверлильный, отрезной… Но главное, конечно, пытаюсь учить их проектному мышлению, не бояться экспериментировать. У меня нет такого – вот ты сегодня делаешь то-то и то-то. Нет, ребенок сам решает, что ему интересно. Хочешь «бластер» из труб сварить? Давай, я покажу как.
В это время к нам подходит Даня – местная звезда, ему 12 лет. Мальчик с ангельской внешностью и тихим голосом. А руки золотые. Приносит кусок трубы, который только что сварил и обточил.
– Даня у нас молодец, – хвалит его наставник. – Пришел к нам, уже сваркой владел, папа научил. Все на лету схватывает, творческий мальчик… А вот Антоний, ему 15 лет. Хочет стать автослесарем, но я, как ни странно, его от этого отговариваю. У него гораздо больший потенциал, светлая голова, хорошо учится, в химии большие успехи. Но ему очень нравится работать руками. Я ему объясняю, что это пригодится, но надо идти учиться на инженера или технолога в вуз.
Евгений общается с ребятами, что-то им подсказывает.
– Слушаю тебя, Глебушка… А что это у тебя? Нет, не так. Чуть плавнее, не надо так жестко, не дави. Зажимай получше… Ты смотри, пока углы не пили, там надо хорошо все измерить.
Атмосфера в мастерской совершенно дружеская, теплая, почти семейная. Смеются, шутят. Видно, что детям здесь комфортно.
– Некоторые домой уходить после занятий не хотят, – смеется Евгений. – «А можно я еще поработаю?» Рвутся мне помогать уборку делать. Хочу в следующем году набрать вторую группу, младшую. Из ребятишек 8–10 лет. Разработаю для них специальную программу.
Хорошо, когда детям на их жизненном пути встречается взрослый друг, который не грузит нотациями и не «учит жить», а просто понимает тебя. Это счастье, когда тебя понимают.