– Физминутка, дети! – объявляет учитель. Но вместо того чтобы встать и традиционно хлопать в ладоши под «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали», ученики 4-го класса отодвигают в сторонку обычные стулья и садятся на табуреты с одной ножкой. В красноярской средней школе № 78 детей развивают с помощью необычных тренажеров. Педагоги уверяют: такие досочки, «кочки», «бочонки» и «бревна» помогают детям становиться спокойнее, у них улучшается почерк, ученики собранны и сосредоточенны, да и вообще – самочувствие приходит в норму.
Статика убивает мысль
Необычные тренажеры появились в школе два года назад.
– Мы давно искали способ включить элементы здоровьесбережения непосредственно в познавательную деятельность ребенка – в учебный процесс. Но традиционные шведские стенки, бассейны с шариками в коридорах – они заставляли разделять: здесь учеба, а здесь здоровье, – рассказывает директор школы Игорь Барсуков. – Нам же нужно было другое. И однажды судьба свела нас с изобретателем, психологом Валерием Александровичем Титовым. Он разработал тренажеры, цель которых – гармонизировать личность человека. Эти тренажеры направлены на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата.
Четвероклассники Владик и Саша ловко собирают одноногий табурет и с видимым удовольствием от процесса усаживаются на него. Непроизвольно выпрямляются: на таком стуле с кривой спиной не посидишь, нужно равновесие держать, зато можно спокойно раскачиваться во все стороны – расслаблять мышцы таза.
– Нам нравится, – рассказывает Владик. – Интересно на нем сидеть, и организм отдыхает. Это лучше, чем обычная зарядка. А еще эти штуки из дерева, приятные на ощупь и пахнут хорошо.
Пробую сесть сама. Ощущения необычные, приходится каждую секунду контролировать тело. А дети еще и писать/считать/читать умудряются на таких табуретах.
Игорь Сергеевич объясняет суть нововведения:
– Телесность любого живого существа разумна. И в классической философии, и в психологии говорится о том, что в становлении высших психических функций, в том числе такой главнейшей, как мышление, важнейшую роль играют телесные процессы. Как включить телесность в порядок становления высших форм психики – работы с образами: логическими, вербальными, визуальными, музыкальными и другими? Когда ребенок «замирает» на 45 минут урока, процессы, которые ложатся в основу этих образов, перестают работать. Тренажеры Титова их как бы включают. Но для достижения максимального результата очень важно правильно сработать учителю на уроке. Если урок организован правильно и мы активно подкрепляем познавательное действие включением в него моторных, чувственных образов, возникает ощущение удовлетворения от сделанной работы, улучшается самочувствие.
Ученики, конечно, не мыслят такими сложными категориями, для них тренажеры Титова – это, скорее, возможность разнообразить школьную жизнь.
– Вот, смотрите, я могу стоять на «кочке», держать линейку с бочонками и решать примеры в уме, – хвастается Александра. – Совсем несложно.
– А мама говорит, что я спокойнее стал и писать красивее начал после тренажеров, – перебивает одноклассницу Владик.
Учитель начальных классов Марина Юрьевна Шумская наблюдения мамы Владика подтверждает: дети действительно стали спокойнее, да и почерк выровнялся. Особенно, говорит, это заметно по тетрадкам мальчишек.
Обращаю внимание: во втором ряду девочка составляет на специальную линейку бочонки. Дело непростое, округлые деревяшки соскакивают, приходится поднимать и начинать сначала. Однако четвероклассница не сердится и не злится, настойчиво продолжает ставить бочонки на линейку.
– Наши дети проще относятся к трудностям, – комментирует заместитель директора Наталья Самарина. – Почему-то сейчас считается, что ребенок должен быть исключен из поля неудач: если конкурс, то приз каждому, если урок – то всем оценки. Поэтому современные дети сильно нервничают и расстраиваются, если у них что-то не получается. Занятия с таким вот тренажером заставляют их понимать: чтобы чего-то добиться, нужно постараться и преодолеть трудности. Очень хорошо этот тренажер «приводит в чувство» гиперактивных детей, они становятся более усидчивыми.
Эффективность, доказанная жизнью
Сейчас тренажеры Титова используют только в двух начальных классах. Перед тем как внедрить новшество в образовательный процесс, провели собрание с родителями, пригласили самого Валерия Александровича, мамы и папы лично опробовали стульчики и бревно и дали согласие на использование оборудования в школе.
Игорь Барсуков говорит: в эффективности тренажеров он уверен, и теоретически можно было бы применять их сразу во всех классах школы, но он предпочитает действовать постепенно – все-таки это образовательная организация, а не экспериментальный отдел научного университета.
Проект в школе реализуется при участии самого изобретателя – 78-я школа стала для него практически единственным местом, где всерьез восприняли идею гармоничного развития личности за счет тренировки вестибулярной системы организма. Вместе с педагогами, учениками и родителями Валерий Титов готов заняться научным обоснованием своей методики.
– Мы видим, что дети стали спокойнее, что улучшилось их самочувствие, изменился почерк, – говорит педагог-психолог Татьяна Хрущева. – Пока эти изменения нами фиксируются и данные накапливаются для последующего обобщения и выводов. Мы сейчас работаем над тем, чтобы найти методики и диагностическую базу, которые позволят нам отследить эффективность тренажеров. Это непросто. К примеру, как оценить изменения в эмоциональном состоянии ребенка? Вопрос.
– Надеемся на сотрудничество с нашим медицинским университетом, – продолжает Игорь Сергеевич. – Если упрощенно, хотим с их помощью проверить, как активизируются левое и правое полушария в статике и при работе с тренажерами. Известно ведь – как только мы приступаем к логическому познанию, к примеру, на уроках математики или русского языка, левое полушарие мозга начинает доминировать, а правое как бы выключается. А ведь оно отвечает за очень важные процессы – обобщение, синтез материала, в итоге – творчество. И когда мы делаем акцент на аналитическое действие, нарушается баланс. То есть ребенок может «разобрать» что-то, а «собрать» – уже нет. И наша задача – отследить, помогают ли тренажеры не выключать правое полушарие.
Конечно, эффективность тренажеров пока еще не исследована в полной мере, многое предстоит сделать. Однако очевидно: в эпоху, когда каждый второй первоклассник приходит в школу, уже имея медицинские диагнозы, идея внедрения здоровьесберегающей технологии в учебный процесс будет очень востребована.
Метод Базарного
Создатель всемирно известной системы здоровьеразвивающего воспитания Владимир Филиппович Базарный делал свои первые шаги в науке в Красноярском крае.
В 1966 году он окончил Красноярский государственный медицинский институт. Работал хирургом, заведующим отделением в Красноярской краевой детской офтальмологической больнице. Потом руководил единственной в стране лабораторией сенсорных систем в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения АМН СССР.
Педагогическая система Базарного основывается на том, что образовательный процесс должен протекать благодаря, а не вопреки естественной природе детей. А значит, на уроках можно ходить, вставать и делать еще много других вещей, запрещенных в традиционной школе.
Методика признана научным открытием Академией медицинских наук, одобрена и рекомендована к использованию институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, защищена патентами и авторскими правами, прошла практическую апробацию в течение 30 лет и используется в более чем трех тысячах детских садов и школ. Например, в Республике Коми и в Ставропольском крае, в некоторых школах Москвы, Белгорода, Московской, Ярославской, Тамбовской, Калужской областей, Татарстана, Башкортостана и Хакасии. В Красноярском крае по этой методике работает железногорский лицей «Гармония».
Следуя правилам Базарного, в этих школах мальчики и девочки учатся раздельно, дети пишут не ручками, а пером, вместо парт у них специальные конторки, которые позволяют писать стоя, учебный материал размещен не только на доске, но и на стенах, а также на потолке, а урок сопровождается музыкой. Ну и, само собой, частые смены поз во время уроков, физминутки и занятия физкультурой каждый день.
Все это приводит к тому, что (если обобщить выводы ученых) ребенок выходит из школы гармонично развитой личностью, но самое главное – он сохраняет здоровье.