Где родился, там и сгодился

Родная земля не предаст

Где родился, там и сгодился Родная земля не предаст
Фото Сергея Бурлаку

Российский фермер – это человек в телогрейке, кирзовых сапогах, и от него непременно пахнет навозом: люди на земле работают со скотиной, а не по подиуму расхаживают. Чаще всего так и бывает. Но на встречу с корреспондентом «НКК» пришла симпатичная, статная молодая блондинка в легком макияже, красивом платье и босоножках. От нее пахло хорошими духами. Ни дать ни взять – офисный сотрудник из какой-нибудь городской фирмы.

Идиллические картинки

– На работу как на праздник! – шутит Евгения Спирина, заметив, что журналист слегка обалдел. – Нет, вы не думайте, что я все время так хожу к своим коровам, просто сегодня для газеты принарядилась. А обычно – сапоги, роба, вилы в руки взяла и пошла навоз чистить…

Во владения Спириной, фермера из Балахты, едем от райцентра минут 20 – сначала по трассе, потом по извилистой грунтовке с глубокой колеей – через луга, поля, перелески. Подъезжаем к землям, которые она арендует у государства. В хозяйстве заканчивается заготовка кормов. Вот рулоны сена лежат на покосах, вдалеке трактор с пресс-подборщиком работает. А еще дальше пасутся кони. Причем без пастуха. Умные животные вечером сами приходят в загон, где им дают овес.

С пригорка открываются широкие сибирские просторы – пастбища, холмы, березовые рощи, зеркало пруда в низине, стадо коров на лугу… Природа вокруг потрясающая, картинки идиллические.

– Косач тут должен водиться, – замечаю я.

– Да, и косача у нас много, и глухари с выводком прямо на дорогу выходят, никого не боятся, и козы бегают, – отвечает Евгения. – Но у меня муж – государственный охотинспектор. Никому не разрешает здесь охотиться. Пусть вся эта красота живет, бегает, радует глаз.

Приезжаем на место. Настоящая крестьянская заимка. Новый жилой дом на берегу небольшого пруда, хозяйственные постройки, кошара, тепляк, загоны для животных… Все сделано добротно, по-хозяйски, огорожено забором. Стоит кое-какая сельхозтехника, сложены стройматериалы.

– Ферма новая, мы всего два года назад зарегистрировались, еще отстраиваемся, развиваемся, – объясняет Евгения. – Земля под усадьбой – больше четырех гектаров – уже в моей собственности.

Хозяйка фермы окончила Сибирский федеральный университет, получила диплом экономиста. После вуза и сомнений не было, куда ехать – конечно, на родину, в Балахту. Да и муж Андрей тоже из этих мест.

– Долго не раздумывали, чем заняться, – вспоминает Евгения. – Купи-продай – это неинтересно. Решили, что будем жить сельским хозяйством. Это всегда востребовано. Хотелось что-то производить своими руками, чтоб перед детьми не было стыдно. Их тоже будем приучать к труду, чтоб они любили свою землю, природу, а не были только потребителями. Пусть знают, откуда берутся хлеб и молоко. Две девочки у нас, семь лет и три года… У меня мать бухгалтер, отец – офицер полиции, но мы живем в деревне, всегда держали скотину, хозяйство, так что корову доить я умею с детства, работы не боюсь…

Дружная семья

Евгения рассказывает, что сильно повлияла на их решение и политика государства, направленная на поддержку сельского хозяйства.

– Мы видим, сколько в последние годы вкладывается денег в село, как помогают тем, кто решил заняться фермерством, – объясняет она. – Раньше, скажу честно, в деревню после учебы многие возвращались не от хорошей жизни, а когда больше некуда было податься. Сейчас к нам в Балахту едет вполне успешная молодежь после вузов – учителя, врачи. Потому что государство стало выделять деньги на жилье молодым специалистам – некоторые мои знакомые такие дома себе построили! Вот и мы решили… Хотя, знаете, как у нас говорят: заработаешь ли денег на сельском хозяйстве, еще неизвестно, а вот горб – точно, – смеется сибирячка. – Пока что прибылей нет. Если и продадим немного мяса, каждая копейка тут же вкладывается в развитие.

Начинала Евгения два года назад с небольшой отары овец – сотню животных плевненской породы купила у знаменитого фермера Похабова из Емельяновского района. Потом стали строиться, купили лошадей, коров… Коровы в ее хозяйстве мясной породы – герефорды, сейчас в стаде 60 голов: ценное мраморное мясо. Овец уже три сотни, полтора десятка лошадей – их тоже планируется разводить на мясо. Есть поросята, кролики, гуси, козы…

– Как вам удалось так развернуться всего за пару лет? Кто-то помогал?

– У нас большой, сильный род, дружная семья, – признается Евгения. – Много друзей. Все помогают! И деньгами, и рабочими руками, и техникой – собрали помаленьку у кого что было. Куда ни зайду – все улыбаются, стараются для тебя что-то сделать, помочь хотя бы советом. Если чего-то не знаю, езжу в крупные хозяйства, общаюсь со специалистами, перенимаю опыт. Это, я считаю, большое дело – жить на своей земле, где тебя каждый с детства знает. Здесь я дома. Где родился, там и сгодился… Андрей хоть и занят с утра до ночи на своей службе, но все свободное время он здесь, со мной… Кредит в банке взяли, отдаем понемногу. А главное, получили в прошлом году губернаторский грант – три миллиона рублей! Без него не знаю, что бы делали. Сразу новый трактор купили, поголовье скота увеличили.

– Сложно было получить грант?

– Не очень, – говорит Евгения. – Главное, правильно написать бизнес-план и защитить его. Но я же экономист. Расписала все на пять лет вперед.

Все только натуральное!

Планов у нее «громадье». И за одно хочется взяться, и за другое… Экологический туризм? Почему бы и нет?

– Сами видите, какая у нас природа. Я бы вон там несколько домиков поставила, и пусть люди из города приезжают. Домашнего молочка попьют, свежего мяса поедят, дети пусть с животными пообщаются, покатаются на лошадях…

Но это все потом. Первым делом она хочет осуществить мечту каждого фермера – построить хотя бы небольшое, но свое перерабатывающее производство, чтобы не переплачивать посредникам. Убойный цех, разделочный, упаковка мяса и доставка его потребителю. Полный цикл – от выращивания животных до продажи мяса и полуфабрикатов. В идеале неплохо бы иметь еще свой колбасный цех или коптильню… Кафе открыть в Балахте или столовую. Свои корма планирует выращивать, пока что их приходится покупать.

– Главный принцип, которого я придерживаюсь и буду придерживаться, – никаких пищевых добавок для животных, из-за которых они быстро вес набирают. Только экологически чистые, натуральные корма. Чтобы мясо было высшего качества, без обмана, – делится Евгения своими планами.

Она не строит воздушных замков. Уверена, что все осуществимо, если много и добросовестно трудиться, а не заниматься поиском тех, кто тебе «мешает работать».

А вкалывать приходится так, что к вечеру уже не до красот природы, руки-ноги отваливаются. Особенно когда окот, отел… На ферме днюешь и ночуешь. Даже маленькое хозяйство покоя не дает, а у нее оно уже не маленькое, глаз да глаз нужен.

– Взялся за гуж, не говори, что не дюж. 300 овец – и каждую надо два раза в год отловить, поставить ей прививку. А навоз убрать? А рулоны сена распотрошить? А раздать его? Да, у меня трудятся 3–4 наемных рабочих, но самой тоже приходится впрягаться в лямку, – рассказывает фермер про свои будни. – Людей не хватает, очень трудно найти добросовестных и работящих – вот главная проблема, а вовсе не деньги.

Удачи тебе, Женя! Все у тебя получится. Ты на своей земле. Она не предаст.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

9 октября 2024
Владислав Власов: «Обычно у меня получается около 20 донаций в год»
Известный красноярский журналист, телеведущий и волонтер Владислав Власов впервые сдал кровь в 1995 году. По заданию редакции он поехал на
Без рубрики
8 октября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: В Иркутске у писателя появился свой издатель, который называл его духовным отцом
Встретить человека, который готов с таким же перфекционизмом, как и автор, трудиться над повестью или романом, большая удача. Астафьеву повезло
Без рубрики
7 октября 2024
Почему нельзя пить воду из любого родника, который встретился на вашем пути
В народе традиционно принято считать, что вода из различных родников, лесных ручьев и других природных источников – самая чистая и