И снова автоподставщики…

И снова автоподставщики…
Фото Олега Кузьмина

Ранее мы рассказали о том, как водители становятся жертвами мошенников на дорогах – так называемых автоподставщиков. А через несколько дней после выхода этого материала руководство Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю провело пресс-конференцию, где говорилось о резонансных уголовных делах. Одно из них – дело шайки автоподставщиков, задержанных недавно в Красноярске. Поэтому мы сегодня возвращаемся к теме.

Работали с размахом

Обычно автоподставщикам удается выйти сухими из воды, и действовать безнаказанно они могут очень долго – ведь их жертвы, как правило, сами нарушают ПДД. И получается, что закон на стороне мошенников: я, мол, ехал, никого не трогал, а тут этот вылетает, я не успел затормозить…
И попробуй докажи, что он врезался в чужую машину умышленно. Некоторые опытные мошенники ухитряются повторять подобные трюки неоднократно.

Но красноярская полиция все же сумела поймать жуликов, и сейчас следователи распутывают все их уловки. Дело действительно резонансное, с большим количеством фигурантов и серьезными денежными суммами. В новейшей истории Красноярска, пожалуй, первое такое.

О его расследовании рассказал Иван Франц, заместитель начальника ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю.

Автоподставщики орудовали в Красноярске несколько лет – провоцировали аварии и зарабатывали на них. Чаще всего это происходило на круговых развязках – именно здесь водители часто нарушают ПДД и их легче подвести под монастырь. В начале расследования было семь фигурантов уголовного дела, сейчас – больше. Количество эпизодов, полагают следователи, может вырасти до ста.

– Схема была отработана: мошенники подставляли свои машины под авто граждан, которые даже не предполагали, что все это спектакль, тем более что ты же и нарушил ПДД – значит, виноват. И люди не оспаривали свою вину. Вызывали аварийных комиссаров либо самостоятельно оформляли протоколы. Затем мошенники обращались в страховую компанию и получали компенсацию за ущерб своему авто – до 400 тысяч рублей. У них в пользовании было порядка 30 машин, которые они постоянно «крутили» в авариях: ремонтировали в своем автосервисе за 20–30 тыс. рублей и снова использовали для совершения таких же преступлений, – рассказал Иван Франц.

Сейчас идет активная фаза расследования, устанавливаются все потерпевшие. Следствие работает со страховыми компаниями, которые предоставляют информацию по всем подозрительным случаям – там, где фигурируют одни и те же машины и владельцы. Полиция надеется, что в течение года эта кропотливая работа будет завершена и дело отправится в суд. Тогда же обещают рассказать о нем общественности более подробно – как раскрывали, как вышли на мошенников.

Лазейка в законе?

А пока идет следствие, никто не запрещает автору выдвинуть частную версию: почему так трудно поймать злоумышленников, которые совершают подставы на дорогах сотнями? В чем вообще причина таких преступлений?

Страховой эксперт Наталия Шеходанова рассказала, как определяется ущерб, нанесенный «железу» в ДТП:

– У страховых компаний есть единая методика расчета такого ущерба, она утверждается правительством и пересматривается буквально раз в квартал. Цены на ремонт и запчасти для разных марок и моделей машин там перечислены по регионам. Когда человек попадает в ДТП, он обращается в свою страховую компанию или в компанию виновника аварии, если у того есть полис ОСАГО. Назначается осмотр авто, его проводит эксперт в присутствии автовладельца, составляется акт и отдается на расчет. После этого в течение 20 дней по закону пострадавшему приходит выплата. Но единая методика – это как средняя температура по больнице. Потому что цены могут меняться гораздо быстрее, чем обновляется методика. Да и от региона к региону стоимость ремонта какой-нибудь «Тойоты» 95-го года может существенно отличаться – в Калининграде, на Урале и на Камчатке отремонтировать одну и ту же машину будет стоить разных денег. Понятно также, что за одинаковую работу в гараже «у дяди Васи» и в дорогом сертифицированном сервисе вы заплатите разные суммы, они могут отличаться в разы.

Разумеется, автоподставщику выгоднее сделать «у дяди Васи». А разницу положить себе в карман, тем более что он ни перед кем не обязан отчитываться, куда он дел эти деньги. Вот в чем корень зла! Получил деньги в страховой компании – и можешь тратить их на себя. А колымагу свою слегка подшаманил за копейки – и снова на кольцо, подставляться.

Хотя страховщики уверяют, что они внимательно следят: не попадает ли одна и та же машина в ДТП по многу раз. Поднимают предыдущие дела, отказываются платить, если видят, что «пострадавший» пытается заработать на страховке… Да и в Уголовном кодексе теперь есть статья «Страховое мошенничество».

Однако все это, как мы видим, работает не всегда. Как говорят в футболе, смотри на табло: 30 автомобилей в обороте, банда мошенников и 100 эпизодов автоподстав.

У жуликов есть лазейка в законе: отчитываться за деньги не надо. Ею они и пользуются. Значит, закон надо менять. Возможно, требовать отчета за каждую копейку, полученную по страховке. Не смог доказать, куда потратил всю сумму, – верни разницу. В общем, что-то надо менять в этой консерватории. Тогда и автоподставы прекратятся.

А пока будем ждать окончания следствия. Не исключено, что узнаем еще много интересного. Могут появиться новые, неожиданные фигуранты.

Не нарушай, и не бит будешь

Главное заблуждение тех, кто попадает в аварии на кольцевой развязке: они думают, что правила движения по кольцу сильно отличаются от правил при движении по прямой дороге. И съезжают с кольца с любого ряда. Нет, не отличаются.

Согласно пункту 8.5 Правил дорожного движения РФ, въезд на круговой перекресток возможен с любой полосы примыкающей дороги, а выезд – только с правой. То есть перед съездом с круга необходимо заранее перестроиться в крайнюю правую полосу, как и на обычной дороге. Это надо зарубить себе на носу!

Посмотрите на рисунок.

Автомобили 1 и 2 въезжают на кольцо. Въехали – и дальше могут двигаться по любому ряду, пока не надумают съезжать с кольца. Если надумали – придется перестроиться в крайний правый ряд. Как это делает авто 5. Обратите внимание на авто 4. Правила разрешают ему как двигаться дальше по кольцу, так и свернуть направо. И здесь за рулем может быть автоподставщик! Жертва его слева: авто 3 пытается съехать с кольца из второго ряда. Водитель не перестроился в крайний правый, он нарушает ПДД. И если авто 4 не притормозит, произойдет столкновение. Виноват будет водитель машины 3.

Но автоподставщик не притормозит. Он едет себе, ничего не нарушает. И вы не нарушайте.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 апреля 2025
15 апреля завершается прием заявок для участия в краевой программе «Сибирский характер»
15 апреля завершается прием заявок от ветеранов и участников специальной военной операции для участия в краевой программе подготовки управленческих кадров
Без рубрики
14 апреля 2025
В краевой больнице открылся новый эндоскопический центр
Первых пациентов начало принимать новое подразделение, открытое на базе краевой клинической больницы. На его создание при поддержке губернатора края было
Без рубрики
14 апреля 2025
Страстная неделя: что можно и нельзя делать в Великий понедельник 14 апреля
Сегодня, 14 апреля, православная церковь вспоминает ветхозаветного пророка Иосифа, проданного братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское