Мошенники, орудующие в киберпространстве (социальных сетях, мессенджерах и так далее) бьют по самому уязвимому звену. В основном их жертвами становятся пожилые люди, для которых информационная среда по большей части так и остается терра инкогнита. Правилам поведения в цифровой вселенной нужно обучать с самого детства – к такому выводу приходят ученые, педагоги и общественники.
Ответом на вызов времени стала подписанная премьер-министром Михаилом Мишустиным Концепция информационной безопасности детей. Согласно этому документу, в российских школах уже со следующего учебного года должны появиться уроки информационной безопасности. Главная цель занятий – научить ребят защищаться от угроз и рисков в современной цифровой среде.
Например, на таких уроках ребятам объяснят, как распознавать мошенников и как правильно поступать, когда незнакомцы начинают выяснять личные данные ребенка или спрашивать о его семье.
Эта тема всегда была в рамках школьного курса информатики, там она, скорее всего, и останется, – говорит директор института цифрового образования Екатерина Лавренова. – Но отмечу, что с нового учебного года она появится и в курсе основ безопасности жизнедеятельности. Издательство «Просвещение» выпускает учебник под названием «Цифровая гигиена», и он с сентября будет доступен в каждой школе на уроках ОБЖ. Там ребята узнают о правилах поведения в соцсетях, регистрации на различных порталах, о том, как устроены финансовые операции в интернете.
Современные дети – первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Их основными интересами являются общение в социальных сетях, просмотр видео и онлайн-игры. А значит, у них должно очень четко работать критическое мышление, чтобы они не верили на слово, а умели оценить то, что видят и слышат.
На постоянной основе планируется проводить просветительские мероприятия для родителей, учителей, работников детских и юношеских библиотек и других специалистов, связанных с воспитанием, обучением и организацией досуга детей, – об этом тоже говорится в Концепции. Эксперты обращают внимание на то, что крайне важно участие родителей в той части, которая содержит технические меры защиты от онлайн-угроз. К ним относятся специальные настройки в онлайн-сервисах, детские профили в приложениях, программы родительского контроля, защитные решения. Ведь, как свидетельствуют данные опроса, проведенного HD «Артель», 69 % взрослых не используют или не знают, как использовать технические средства родительского контроля, а значит, не полностью контролируют, что смотрит их ребенок.
О том, что без участия родителей не обойтись, говорит и заместитель главы комитета Государственной думы по информационной политике Антон Горелкин:
Все попытки каким-то образом оградить детей от видеоигрового контента 18+ напрямую, без участия родителей, не будут успешными. Все-таки именно они по закону несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Папы и мамы должны понимать, во что играет ребенок, чтобы по необходимости это контролировать.
Согласно опросу, проведенному «Лабораторией Касперского», у 88 % школьников младших классов сегодня уже есть собственный телефон или планшет. Заявки на добавление в друзья от незнакомых людей получают в социальных сетях большинство российских детей (79 %), в 23 % случаев это заявки от взрослых, самый частый такой ответ – в группе детей 7–10 лет.