Сходил тут на встречу с одним кандидатом в губернаторы. Фамилию называть не буду, чтоб не сочли за агитацию. И 1,5 часа слушал о том, что все наше достояние (то есть буквально все, что мы имеем, чем пользуемся) было создано в советское время благодаря коммунистам, которых теперь только ленивый недобрым словом не поминает. А сами мы, мол, так ничего делать и не научились!
Ничего не можем?
В Сети недавно гуляла таблица, авторы которой с помощью чудовищных статистических передергиваний пытались убедить пользователей, что Россия благодаря бурному развитию смогла подобраться к экономическим показателям… начала XX века. К показателям промышленного производства, если быть точнее.
Минуточку. Во-первых, почти все, чем мы действительно пользуемся ежедневно – в быту, сделано либо нами, в наши дни, либо за границей: продукты, одежда и другие ТНП, машины с автобусами и т. п.
Во-вторых. Если иметь в виду конкретно промышленность, то в один только «Норильский никель» в постсоветский период было вложено столько денег, что это запросто можно сопоставить со стоимостью вновь построенного комбината. В Норильске, кстати, грядет глобальный переезд: переселяется целый завод. Так что не надо.
Та же история с КрАЗом: суммы, потраченные на реконструкцию и перевод завода на новые технологии, исчисляются в нынешних ценах миллиардами рублей. Еще немного – и от «советских» «Норникеля» и КрАЗа останутся только стены: вся технологическая начинка будет заменена.
Реконструкция – не считается, скажете вы. Ладно. БоГЭС – запустили? Не с нуля – но достроили? Зачистка ложа, затопление, переселение десятков тысяч людей, вот это все. Мосты – и в Нижнем Приангарье, и в Красноярске, и еще кое-где, через речки помельче, – построили? Там же, на Севере, новый алюминиевый завод, отстроенный по последним технологиям, – считается? Запуск Ванкора? Дубли Манского и других тоннелей трассы Абакан – Тайшет? Новый вокзал в Красноярске? Новый железнодорожный мост вместо тоже не советского моста Кнорре? Фактически перестроенный БКЗ краевой филармонии? Старт строительства трубопровода «Сила Сибири»? Лесоперерабатывающий комплекс в Богучанском районе, запущенный вот только что, 10 сентября? Мебельная фабрика в Красноярске? Производства помельче, которые относятся к так нежно опекаемому малому и среднему бизнесу? Новое жилье в Красноярске, которое скоро превысит по объему весь советский фонд? Новые корпуса СФУ, до неузнаваемости изменившие его облик? Перинатальный, онкологический центры? Торговые сети? Крытые катки? Кинотеатры? Зоопарк, в конце концов. И все это – за последние 15 лет. Не за 70.
Это проекты конкретных людей и компаний, которые в конечном счете дают общую картину промышленного «лица» Красноярского края. И надо быть абсолютным слепцом, чтобы не замечать, как стремительно меняется это лицо с советских времен.
Страсти по метро
В Красноярске прошло общественное обсуждение генплана. Генплан столичного города – документ внушительный и малопонятный обывателю. Но что понятно ему точно – простые выводы, которые следуют из логики Томского института урбанистики. Один болезненный вывод – метро городу не так уж необходимо.
Железный довод сторонников метро – во всех миллионниках мира метро есть! Однако это заблуждение. В 5-миллионном Сиднее метро нет. Правда, там есть скоростные электрички, пронизывающие город насквозь и уходящие под землю в районе Сити, но все-таки не метро. Кстати, в российской Перми, которая тоже, как известно, миллионник, метро никогда даже не проектировалось. Хотя в федеральную госпрограмму Пермь включена была. Справедливости ради, примеров крупных городов без метро – единицы. Тенденция скорее обратная: метро строится в городах с числом жителей от полумиллиона – в последние годы таких набралось более 40.
В Перми, кстати, так же, как и в Красноярске, люди ждут метро давно. Там, как и у нас, это ожидание превратилось в навязчивую идею. Там власти тоже говорили о «тяжелых грунтах», тоже подсчитывали стоимость (1,5 млрд рублей за 1 км) и тоже предлагали альтернативу вроде скоростного трамвая или монорельса, как в Москве в районе ВДНХ. И со временем каждый довод рассудка воспринимается все более болезненно и кажется иррациональным. Но давайте посчитаем. Простенькая линия в три перегона, скажем, от Северо-Западного до Стрелки, учитывая, что к тоннелю прилагается еще четыре станции, обойдется приблизительно в 25–30 млрд рублей. Плюс проектные работы, плюс покупка составов и наем людей. Вместе это – почти два годовых бюджета Красноярска. Что, на пару лет жизнь в городе остановим? Или лет на 10 удовольствие растянем?
Деньги большие, «почувствовать» их сложно. Давайте математику упростим: поделим 30 млрд на 1 млн красноярцев. Получится, что с каждого из нас на строительство метро причитается по 30 тыс. рублей. Что, скидываемся? Вариант вполне возможный – можно выпустить долгосрочные облигации, можно даже АО учредить, в котором горожане станут акционерами. Но покажите мне хотя бы пару тысяч человек, готовых вложиться такими деньгами в этот рискованный проект.
К чему это все я. Как и все, мечтаю о метро. Мне, как и всем, кажется, что метро – неотъемлемый критерий цивилизованности современного города, и никакой скоростной трамвай метро не заменит. Но, во-первых, и метро не заменит скоростной трамвай. Во-вторых, и помимо скоростного трамвая резервов для наращивания скорости в Красноярске достаточно. Давайте реализуем сначала их, а потом, когда упремся в тупик, всерьез подумаем о метро. Тем более новый генплан его строительства вовсе не отрицает. В-третьих, даже когда метро останется последним незадействованным резервом, строить его должен не город. Во всяком случае, не только город. И даже не только край. Сама налоговая система диктует логику: стратегические проекты должны реализовываться Федерацией. А в том, что метро в опорном сибирском городе – проект стратегический, сомнений нет, надеюсь, ни у кого.
Мусорная культура
Месяца полтора назад врио губернатора Виктор Толоконский встречался с активистами, которые били тревогу относительно экологической стороны жизни края. Там, напомню, не только «Красноярск – против!» отметился, но и профессор с академическим подходом к экологии Рэм Хлебопрос и другие вовлеченные специалисты. Так вот, речь там шла не только о заводе ферросплавов – с ним вопрос, слава богу, решен. Говорили и о культуре работы с отходами (именно о культуре – вопрос того, как обходиться с мусором, вообще-то вопрос образа жизни), и о еще более тонких материях – научном обеспечении контроля за экологией среды, причем не только и не столько в Красноярске, но и по всему краю.
Встреча, которая, если честно, многими была воспринята как реверанс нового и. о. главы региона общественникам, тем не менее принесла первые плоды. В распоряжении, которое Виктор Толоконский подписал накануне, сказано, что в Красноярске, Норильске и Минусинске появятся новые автоматизированные экологические посты контроля атмосферы. Действующие посты обновятся так, чтобы с их помощью по химическому характеру примесей можно было быстро определить виновника загрязнения воздуха.
В сельских районах создадут 20 площадок временного накопления мусора, в Канске, Енисейске и Минусинске рекультивируют старые полигоны. Самое приятное – цены на вывоз мусора для населения перестанут расти, мусор будет собираться раздельно, захоранивать его без сортировки постепенно будут запрещать, равно как и отходы, которые могут быть использованы вторично.
А знаете, как предлагается исключить возникновение в населенных пунктах стихийных свалок, утыканных бесполезными табличками о страшных штрафах и мифическом видеонаблюдении? Элементарно: благоустроив эти крамольные территории. Кто станет вываливать прицеп с мусором на аллею сквера?
В МИРЕ
Когнитивный диссонанс
Именно так можно охарактеризовать состояние Евросоюза в момент обсуждения новых антироссийских санкций. И Америке угодить хочется, и экономику свою жалко, да и откровенно не за что продолжать прессовать Россию – единственную страну, оказавшую гуманитарную помощь Украине и предложившую план мирного урегулирования. В общем, в третий раз принятие решения по новым санкциям отложили.
Жан-Клод не Ван Дамм
Экс-премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер сменил на посту главы Еврокомиссии португальца Жозе Мануэля Баррозу. Для Европы это означает повестку, в которой – усиление евроинтеграции и дальнейшая передача суверенитета стран надгосударственным органам управления.
Шотландская незадача!
Шотландия, скорее всего, отделится. Премьер Великобритании в ответ на такую угрозу попытался было водрузить над своей резиденцией на Даунинг-стрит шотландский флаг, но и тут сперва потерпел фиаско: на полпути к вершине флагштока полотнище сорвалось и упало на крышу. Само собой, журналисты усмотрели в этом дурной знак.
Доиграются
Европа, потребляющая российский газ, слегка хитрит: время от времени происходят реверсные (обратные) поставки газа – в сторону территории Украины. Такая вот «братская помощь» в нарушение контракта. «Газпром» в ответ снизил поставки газа в Европу. «Хитрая» схема тут же обнулилась.
Русскоязычная любовь
Порошенко заявил, что, хоть любить Украину можно и по-русски, единственным государственным языком в стране останется украинский. Они там что, по лабиринту ходят, что в одни и те же тупики утыкаются?
В СЕТИ
Нелегальные блогеры
В Сети, во всяком случае красноярском ее сегменте, обсуждают прошедшие встречи блогеров с кандидатами в губернаторы и украинский политический плагиат.
Что касается встреч. Один из кандидатов умудрился притащить на встречу… подставных блогеров. Он, видно, будучи не слишком вовлечен в современность, не знает, что настоящие блогеры сидят и «постят» («твитят») все, что видят и слышат. А этим даже простеньких телефонов не выдали – те так и просидели всю встречу, создавая видимость лояльного отношения блогерского сообщества к кандидату. Ну блогеры – те, что настоящие, с телефонами, в итоге вылили эту презабавную инфу в Сеть, глумясь над кандидатом втихомолку. И сильно сомневаюсь, что такая реакция и есть то, к чему стремился штаб этого претендента на губернаторское кресло.
Что касается плагиата. Сначала Украина решила создать телекомпанию, вещающую вовне, под названием, внимание… «Украина сегодня», по-английски – Ukraine Today, сокращенно UT (по аналогии с российской телекомпанией Russia Today, или RT). А намедни Турчинов с Яценюком и вовсе хохму отмочили: организовали собственную партию, которую назвали, дважды внимание… «Народный фронт»! Мог ли лидер исходного «Народного фронта» Владимир Путин надеяться на то, что дипломатическая победа России в украинском конфликте будет настолько серьезной, что главные его оппоненты создадут в сердце Киева филиал «Народного фронта»? (Овации, занавес!)