Хватит мечтать и вздыхать о прошлом!

Хватит мечтать и вздыхать о прошлом!

Сходил тут на встречу с одним кандидатом в губернаторы. Фамилию называть не буду, чтоб не сочли за агитацию. И 1,5 часа слушал о том, что все наше достояние (то есть буквально все, что мы имеем, чем пользуемся) было создано в советское время благодаря коммунистам, которых теперь только ленивый недобрым словом не поминает. А сами мы, мол, так ничего делать и не научились!

Ничего не можем?

ТишковВ Сети недавно гуляла таблица, авторы которой с помощью чудовищных статистических передергиваний пытались убедить пользователей, что Россия благодаря бурному развитию смогла подобраться к экономическим показателям… начала XX века. К показателям промышленного производства, если быть точнее.

Минуточку. Во-первых, почти все, чем мы действительно пользуемся ежедневно – в быту, сделано либо нами, в наши дни, либо за границей: продукты, одежда и другие ТНП, машины с автобусами и т. п.

Во-вторых. Если иметь в виду конкретно промышленность, то в один только «Норильский никель» в постсоветский период было вложено столько денег, что это запросто можно сопоставить со стоимостью вновь построенного комбината. В Норильске, кстати, грядет глобальный переезд: переселяется целый завод. Так что не надо.

Та же история с КрАЗом: суммы, потраченные на реконструкцию и перевод завода на новые технологии, исчисляются в нынешних ценах миллиардами рублей. Еще немного – и от «советских» «Норникеля» и КрАЗа останутся только стены: вся технологическая начинка будет заменена.

Реконструкция – не считается, скажете вы. Ладно. БоГЭС – запустили? Не с нуля – но достроили? Зачистка ложа, затопление, переселение десятков тысяч людей, вот это все. Мосты – и в Нижнем Приангарье, и в Красноярске, и еще кое-где, через речки помельче, – построили? Там же, на Севере, новый алюминиевый завод, отстроенный по последним технологиям, – считается? Запуск Ванкора? Дубли Манского и других тоннелей трассы Абакан – Тайшет? Новый вокзал в Красноярске? Новый железнодорожный мост вместо тоже не советского моста Кнорре? Фактически перестроенный БКЗ краевой филармонии? Старт строительства трубопровода «Сила Сибири»? Лесоперерабатывающий комплекс в Богучанском районе, запущенный вот только что, 10 сентября? Мебельная фабрика в Красноярске? Производства помельче, которые относятся к так нежно опекаемому малому и среднему бизнесу? Новое жилье в Красноярске, которое скоро превысит по объему весь советский фонд? Новые корпуса СФУ, до неузнаваемости изменившие его облик? Перинатальный, онкологический центры? Торговые сети? Крытые катки? Кинотеатры? Зоопарк, в конце концов. И все это – за последние 15 лет. Не за 70.

Это проекты конкретных людей и компаний, которые в конечном счете дают общую картину промышленного «лица» Красноярского края. И надо быть абсолютным слепцом, чтобы не замечать, как стремительно меняется это лицо с советских времен.

Страсти по метро

В Красноярске прошло общественное обсуждение генплана. Генплан столичного города – документ внушительный и малопонятный обывателю. Но что понятно ему точно – простые выводы, которые следуют из логики Томского института урбанистики. Один болезненный вывод – метро городу не так уж необходимо.

Железный довод сторонников метро – во всех миллионниках мира метро есть! Однако это заблуждение. В 5-миллионном Сиднее метро нет. Правда, там есть скоростные электрички, пронизывающие город насквозь и уходящие под землю в районе Сити, но все-таки не метро. Кстати, в российской Перми, которая тоже, как известно, миллионник, метро никогда даже не проектировалось. Хотя в федеральную госпрограмму Пермь включена была. Справедливости ради, примеров крупных городов без метро – единицы. Тенденция скорее обратная: метро строится в городах с числом жителей от полумиллиона – в последние годы таких набралось более 40.

В Перми, кстати, так же, как и в Красноярске, люди ждут метро давно. Там, как и у нас, это ожидание превратилось в навязчивую идею. Там власти тоже говорили о «тяжелых грунтах», тоже подсчитывали стоимость (1,5 млрд рублей за 1 км) и тоже предлагали альтернативу вроде скоростного трамвая или монорельса, как в Москве в районе ВДНХ. И со временем каждый довод рассудка воспринимается все более болезненно и кажется иррациональным. Но давайте посчитаем. Простенькая линия в три перегона, скажем, от Северо-Западного до Стрелки, учитывая, что к тоннелю прилагается еще четыре станции, обойдется приблизительно в 25–30 млрд рублей. Плюс проектные работы, плюс покупка составов и наем людей. Вместе это – почти два годовых бюджета Красноярска. Что, на пару лет жизнь в городе остановим? Или лет на 10 удовольствие растянем?

Деньги большие, «почувствовать» их сложно. Давайте математику упростим: поделим 30 млрд на 1 млн красноярцев. Получится, что с каждого из нас на строительство метро причитается по 30 тыс. рублей. Что, скидываемся? Вариант вполне возможный – можно выпустить долгосрочные облигации, можно даже АО учредить, в котором горожане станут акционерами. Но покажите мне хотя бы пару тысяч человек, готовых вложиться такими деньгами в этот рискованный проект.

К чему это все я. Как и все, мечтаю о метро. Мне, как и всем, кажется, что метро – неотъемлемый критерий цивилизованности современного города, и никакой скоростной трамвай метро не заменит. Но, во-первых, и метро не заменит скоростной трамвай. Во-вторых, и помимо скоростного трамвая резервов для наращивания скорости в Красноярске достаточно. Давайте реализуем сначала их, а потом, когда упремся в тупик, всерьез подумаем о метро. Тем более новый генплан его строительства вовсе не отрицает. В-третьих, даже когда метро останется последним незадействованным резервом, строить его должен не город. Во всяком случае, не только город. И даже не только край. Сама налоговая система диктует логику: стратегические проекты должны реализовываться Федерацией. А в том, что метро в опорном сибирском городе – проект стратегический, сомнений нет, надеюсь, ни у кого.

Мусорная культура

Месяца полтора назад врио губернатора Виктор Толоконский встречался с активистами, которые били тревогу относительно экологической стороны жизни края. Там, напомню, не только «Красноярск – против!» отметился, но и профессор с академическим подходом к экологии Рэм Хлебопрос и другие вовлеченные специалисты. Так вот, речь там шла не только о заводе ферросплавов – с ним вопрос, слава богу, решен. Говорили и о культуре работы с отходами (именно о культуре – вопрос того, как обходиться с мусором, вообще-то вопрос образа жизни), и о еще более тонких материях – научном обеспечении контроля за экологией среды, причем не только и не столько в Красноярске, но и по всему краю.

Встреча, которая, если честно, многими была воспринята как реверанс нового и. о. главы региона общественникам, тем не менее принесла первые плоды. В распоряжении, которое Виктор Толоконский подписал накануне, сказано, что в Красноярске, Норильске и Минусинске появятся новые автоматизированные экологические посты контроля атмосферы. Действующие посты обновятся так, чтобы с их помощью по химическому характеру примесей можно было быстро определить виновника загрязнения воздуха.

В сельских районах создадут 20 площадок временного накопления мусора, в Канске, Енисейске и Минусинске рекультивируют старые полигоны. Самое приятное – цены на вывоз мусора для населения перестанут расти, мусор будет собираться раздельно, захоранивать его без сортировки постепенно будут запрещать, равно как и отходы, которые могут быть использованы вторично.

А знаете, как предлагается исключить возникновение в населенных пунктах стихийных свалок, утыканных бесполезными табличками о страшных штрафах и мифическом видеонаблюдении? Элементарно: благоустроив эти крамольные территории. Кто станет вываливать прицеп с мусором на аллею сквера?

В МИРЕ

Когнитивный диссонанс

Именно так можно охарактеризовать состояние Евросоюза в момент обсуждения новых антироссийских санкций. И Америке угодить хочется, и экономику свою жалко, да и откровенно не за что продолжать прессовать Россию – единственную страну, оказавшую гуманитарную помощь Украине и предложившую план мирного урегулирования. В общем, в третий раз принятие решения по новым санкциям отложили.

Жан-Клод не Ван Дамм

Экс-премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер сменил на посту главы Еврокомиссии португальца Жозе Мануэля Баррозу. Для Европы это означает повестку, в которой – усиление евроинтеграции и дальнейшая передача суверенитета стран надгосударственным органам управления.

Шотландская незадача!

Шотландия, скорее всего, отделится. Премьер Великобритании в ответ на такую угрозу попытался было водрузить над своей резиденцией на Даунинг-стрит шотландский флаг, но и тут сперва потерпел фиаско: на полпути к вершине флагштока полотнище сорвалось и упало на крышу. Само собой, журналисты усмотрели в этом дурной знак.

Доиграются

Европа, потребляющая российский газ, слегка хитрит: время от времени происходят реверсные (обратные) поставки газа – в сторону территории Украины. Такая вот «братская помощь» в нарушение контракта. «Газпром» в ответ снизил поставки газа в Европу. «Хитрая» схема тут же обнулилась.

Русскоязычная любовь

Порошенко заявил, что, хоть любить Украину можно и по-русски, единственным государственным языком в стране останется украинский. Они там что, по лабиринту ходят, что в одни и те же тупики утыкаются?

В СЕТИ

Нелегальные блогеры

В Сети, во всяком случае красноярском ее сегменте, обсуждают прошедшие встречи блогеров с кандидатами в губернаторы и украинский политический плагиат.

Что касается встреч. Один из кандидатов умудрился притащить на встречу… подставных блогеров. Он, видно, будучи не слишком вовлечен в современность, не знает, что настоящие блогеры сидят и «постят» («твитят») все, что видят и слышат. А этим даже простеньких телефонов не выдали – те так и просидели всю встречу, создавая видимость лояльного отношения блогерского сообщества к кандидату. Ну блогеры – те, что настоящие, с телефонами, в итоге вылили эту презабавную инфу в Сеть, глумясь над кандидатом втихомолку. И сильно сомневаюсь, что такая реакция и есть то, к чему стремился штаб этого претендента на губернаторское кресло.

Что касается плагиата. Сначала Украина решила создать телекомпанию, вещающую вовне, под названием, внимание… «Украина сегодня», по-английски – Ukraine Today, сокращенно UT (по аналогии с российской телекомпанией Russia Today, или RT). А намедни Турчинов с Яценюком и вовсе хохму отмочили: организовали собственную партию, которую назвали, дважды внимание… «Народный фронт»! Мог ли лидер исходного «Народного фронта» Владимир Путин надеяться на то, что дипломатическая победа России в украинском конфликте будет настолько серьезной, что главные его оппоненты создадут в сердце Киева филиал «Народного фронта»? (Овации, занавес!)

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное