Классика глазами современника. Красноярцы оценили «Вишневый сад» в представлении Театра на Таганке

Классика глазами современника. Красноярцы оценили «Вишневый сад» в представлении Театра на Таганке
Фото: "Полюс"

В Красноярск с гастролями приехал московский Театр на Таганке. Публике представили хиты театра – «Вишневый сад. Комедия» по Антону Чехову и «Поцелуй. Конармия» по рассказу Исаака Бабеля. Гастроли стали возможными благодаря золотодобывающей компании «Полюс» при поддержке министерства культуры края.

В Красноярске искушенная театральная публика. Жители города и края по праву гордятся ТЮЗом, Пушкинским драматическим, Оперой, Музыкальным. Но «Таганка» — это не просто театр, это своего рода законодатель театрального авангарда. Спектакли Таганки – это всегда ребус, который предлагается разгадать заинтересованному и вовлеченному зрителю.

Современная классика

Как можно переосмыслить культовое драматургическое произведение, которое ставилось на российских и зарубежных подмостках десятки, если не сотни раз? «Вишневый сад» Чехова – это своего рода театральная икона. С другой стороны, сам Антон Павлович не особо был в восторге от первой постановки своей последней пьесы, которую ему довелось увидеть в 1904 году. Чехов настаивал, что написал комедию, тогда как и режиссер – великий Станиславский, и актеры, и публика видели в спектакле пронзительную социальную драму. Так, собственно, она и вошла в историю мирового театра.

Режиссер Юрий Муравицкий решил пойти навстречу автору и поставил именно комедию. При этом и сама подача материала эстетически переосмыслена. Вместо дворянского родового гнезда – антураж варьете, где звучит французский шансон, а герои одеты по последней французской моде. Это непривычно выглядит на фоне традиционных постановок «Вишневого сада», но при этом не менее натуралистично. Ведь время действия – перелом эпох: меняется не только общественный строй, уходит в прошлое институт дворянства (Раневская и Гаев), ведущие роли начинают играть предприимчивые дельцы (Лопахин) и красноречивые идеологи (Трофимов). Меняется все: мода, искусство, философия, мировоззрение, образ жизни. И как бы ни хотелось жителям поместья остановить процесс, но меняется и сам вишневый сад, который критики во все времена единогласно сопоставляли с образом Родины, России, — ей тоже предстоит пойти иным путем.

В постановке режиссера Муравицкого нет трагического надрыва. Как и завещал Чехов, таганковский вариант спектакля – это комедия, местами переходящая в фарс и бурлеск. Но главный чеховский посыл при этом удалось сохранить.

 Произведение становится классическим именно потому, что оно всегда современно. Посмотрите, что изменилось за эти 120 лет? Все то же противостояние между теми, кто говорит, и теми, кто делает. Тот же страх перемен: кто-то откровенно тоскует по прошлому и боится взглянуть в глаза реальности, другие, как Трофимов и Аня, тоже ощущают конец стабильности, но уверяют всех и самих себя, что дальше будет только лучше, вперед к новому светлому будущему и так далее. Но достается все победителям, «лопахиным», которые не только не боятся перемен, но и активно их провоцируют, — говорит директор Театра на Таганке Ирина Апексимова.

Чехов по-новому

Трактовка образов главных героев также нетрадиционна. Раневская в исполнении Ирины Апексимовой вовсе не похожа на страдающую от ностальгии увядающую барыню. Это живая, еще молодая светская дама, порхающая по жизни под французские напевы. И «рояль в кустах» — великолепная игра Максима Трофимчука – задает тон всему спектаклю.

Актеры нарочито отстраняются от принадлежности к определенному временному отрезку. Свои монологи, которые у Чехова вплетены в обыденную беседу домочадцев и слуг, здесь выведены на первый план. Каждый персонаж, взяв в руки микрофон, получает минуту личного бенефиса, рассказывая зрителям самое сокровенное о себе. И это тоже отличительная черта представления: выступления героев больше похожи на стенд-ап с элементами музыки, чем на театральные реплики. Благодаря этому каждый герой становится более выпуклым, понятным зрителю и абсолютно перестает быть второстепенным.

Самым нетривиальным, конечно, выглядит Лопахин (Алексей Гришин). В советской трактовке, которую все помнят еще со школы, Лопахин – разрушитель хрупкого и трогательного мира, вишневого сада, причем делает это он осознанно и ради выгоды. Лопахин с Таганки, пожалуй, единственный здравомыслящий человек, который в отличие от «вечного студента» и демагога Трофимова предлагает вполне здравые идеи по спасению вишневого сада. Да, надо его переделать, раздать дачникам в аренду, но это поможет спасти родовое гнездо. Но его никто не слышит, упиваясь ностальгией, воспоминаниями и наивными надеждами на постороннюю помощь.

Душа имения – старый лакей Фирс (Сергей Векслер) – тоже не так прост. Он не только домовой и нянька для своих беспечных хозяев. Как и в других трактовках, он олицетворяет простой народ, до которого даже самым милым и сердечным господам нет никакого дела. Но только в постановке Театра на Таганке он раскрывается с иной стороны: в спектакль включен монолог, который не вошел в окончательную редакцию пьесы. Так зритель узнает, что добродушный слуга в прошлом осужден за убийство, прошел каторгу и в целом переменами его не напугать. Ему даже не страшно умирать одному, забытому в таком же старом заброшенном доме.

И последний сон Фирса вдруг превращается в несвойственный «Вишневому саду» хеппи-энд: Лопахин женится на Варе, возвращает сад Раневской, а та также весело соглашается распилить его на дачные участки… Жизнь продолжается!

Впрочем, спектакль настолько эклектичен, что вряд ли производит одинаковое впечатление на всех зрителей, наверняка каждый увидит за этой буффонадой что-то свое, непрочтенное ранее между чеховскими строчками.

Театр в подарок

Гастроли Театра на Таганке – праздник для красноярцев. Билеты на все три спектакля были распроданы задолго до их начала. И это при том, что красноярская театральная публика достаточно искушена. Не только знаменитые российские театры – частые гости в городе на Енисее. Местные театральные коллективы, в том числе из малых городов Красноярского края, не раз становились победителями престижных театральных конкурсов.

Одним из движущих факторов этого процесса стал фестиваль «Полюс. Золотой сезон», который проводится в регионах присутствия золотодобывающей компании с 2016 года, в том числе уже дважды проходил в Красноярске.

В рамках фестиваля жители Красноярского, Хабаровского краев, Якутии, Магаданской и Иркутской областей могут видеть лучшие постановки театров-соседей. А гастроли, подобные привозу в регион труппы Театра на Таганке, — это уже бонус для благодарной публики.

 Сибирь и Дальний Восток – это не только кладовая ресурсов для нашей страны. Для нас это прежде всего люди. И создавать для наших людей, в том числе наших работников, не просто комфортную для проживания, но и культурно насыщенную среду очень важно. Не каждый может позволить себе слетать в Москву, чтобы походить по театрам. Поэтому мы решили лучшие российские постановки привозить в регионы, — рассказала директор по связям с общественностью компании «Полюс» Виктория Васильева.

В следующем году в июне Красноярск вновь будет принимать Фестиваль современного искусства «Территория-2024». И почетными гостями опять станут актеры Театра на Таганке. Какой именно спектакль привезут столичные артисты, пока не раскрывается, но, несомненно, это вновь станет громким культурным событием в жизни края.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи