Колхозный дом – вопрос ребром За бесплатное жилье в деревне можно заплатить слишком высокую цену

Колхозный дом – вопрос ребром За бесплатное жилье в деревне можно заплатить слишком высокую цену

В редакцию «НКК» обратилась Зоя Комлева, учительница из п. Далай Иланского района: «Помогите, над нами опять издеваются!»

Ситуация в поселке известна всему краю. В сентябре 2012 года в нашей газете вышла статья «Продается деревенька в пятьсот душ», которая вызвала большой отклик в СМИ, как краевых, так и федеральных. Учителя далайской школы рассказали, что местный предприниматель Сергей Сидоров выкупил все колхозное имущество, включая жилой фонд, в частную собственность. И теперь требует с сельчан либо арендную плату, либо купить у него их же квартиры. По закону вся земля вместе с жилыми домами теперь принадлежит ему. И люди вынуждены брать кредиты на покупку жилья или выселяться из своих домов.

Снова в суд

Вот уже полтора года учителя и другие далайцы, отдавшие местному колхозу полжизни, борются за свои права. Каждый день они со страхом ждут новых «санкций» от предпринимателя, боятся, что останутся бездомными. И все это время ежемесячно отдают Сергею Сидорову арендную плату – кто по 300 рублей, кто по 500 и больше. Средства поступают в кассу бывшего колхоза имени XXII съезда КПСС (теперь ООО «Далай»). На какие цели расходуются – непонятно. Ведь предприятие не работает, земля зарастает, старая техника ржавеет. Никаких услуг за свои платежи жители не получают. Сами следят за имуществом, ремонтируют заборы, фасады, туалеты. Наличные текут к предприимчивому гражданину рекой без договоров, без бухгалтерского сопровождения и, соответственно, без налогов государству. Периодически жителям предлагается выкупить свои старенькие дома по коммерческой цене – от 300 тысяч рублей и выше.

Каждый раз визит «хозяина» становился стрессом для всего поселка. Проживает Сергей Сидоров в Канске, а на далайскую землю наведывается только для того, чтобы пугать стариков бездомным будущим.

В безвыходной ситуации забрезжила надежда, когда одна из жительниц, Зоя Комлева, нашла документы о том, что на балансе колхоза ее и другие дома не числились. Значит, предприниматель не мог их выкупить как колхозное имущество. Зоя Михайловна рассказывает:

– Я заявление на приватизацию написала, новые документы представила. Потихоньку правдами и неправдами мы добываем архивные колхозные бумаги по его собственности, по нашим домам. Например, запрашивала у собственника информацию о том, на основании каких документов куплен мой дом. Мне никто на письмо не ответил. А юрист предпринимателя Сидорова тут же обратился в суд, что я не плачу им аренду. В конце апреля будет новое рассмотрение моего дела.

Зоя Комлева верит, что права жителей Далая, получивших бесплатное колхозное жилье, можно защитить. Учителя далайской школы каждый день изучают земельное и жилищное законодательство, юристов у них нет. Зое Комлевой недавно удалось попасть на прием к районному прокурору. Она сообщила ему, что землевладелец, возможно, нарушает законодательство:

– За наши колхозные паи, которые ему практически подарили, он налоги не платит. Я так и сказала прокурору. Пусть проверят, назначат штрафы за просрочку. Прокуратура, видимо, стала быстро проверять, тут же в Далай приезжает наш собственник. И цены на аренду повышает. Платите, говорит, по пять тысяч в месяц. А у наших бабушек пенсия меньше десяти тысяч рублей. Деньги предпринимателю нужны, а нам – нет?

Делать по-своему

Тысячи жителей края проживают в колхозных домах. И уже многие столкнулись с подобной проблемой: за бесплатное жилье, которым заманивали людей в колхозы, сегодня приходится платить высокую цену. Зоя Комлева объясняет, почему сельчане не позаботились раньше о своих правах:

– Нам в колхозе говорили: устав запрещает приватизировать и продавать жилье. Когда люди обращались по поводу приватизации, в управлении талдычили одно и то же: нельзя и все. И ни один документ не показывали. Только внушали, что не получится у нас приватизировать. Живите, мол, так, без документов, никто вас отсюда не выгонит. А сами потихоньку сделали другой устав. И продали дома вместе с жителями. И паи наши колхозные продали. Надо было по-своему делать, не слушать их.

Позиция прокуратуры Красноярского края: в Далае никаких нарушений нет. Дома находились в собственности совхоза, перешли к его правопреемнику, то есть по сути являются служебным жильем, которым может распоряжаться собственник. Кооператив в селе Далай вправе совершать сделки с принадлежащим ему жильем и устанавливать плату за пользование им. Зоя Комлева в прошлом году дозвонилась на прямую линию «НКК» с прокурором Михаилом Савчиным. Он ответил ей, что помочь можно только в плане платы за жилье:

– Если вы не согласны с порядком обмера жилья, другими моментами, обращайтесь в прокуратуру района. Мы, со своей стороны, тоже постараемся разобраться и ответить вам. Присылайте свое письменное заявление.

В юридическом агентстве, куда мы обратились за комментариями, специалисты заявили, что не видят перспектив в разрешении проблемы в пользу жителей: многие колхозные документы утеряны, большинство уже не имеют юридической силы. Каждый случай с колхозным домом индивидуален, универсального рецепта, как не потерять свое имущество, нет.

Но жители Далая не собираются сдаваться. Хотя получается, что в этой ситуации они оказались один на один с проблемой. На вопрос, кто встанет на их защиту, – настойчивое молчание. Ответственные лица в различных организациях и структурах лишь разводят руками и стыдливо прячут глаза: такой, мол, закон…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное