Что мы едим и можно ли полностью доверять местным производителям? Вопросы далеко не риторические. Недавно в ходе проверки, проведенной в одном из магазинов, в колбасе, произведенной ООО «Уярский мясокомбинат», были обнаружены следы антибактериального препарата, что является нарушением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».
Специалисты Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю с помощью электронной системы «Меркурий» проследили всю производственную цепь и выяснили, что мясо для колбасы приобреталось у частников – жителей Уяра. При этом в электронных сопроводительных документах о применении ветеринарных препаратов не говорилось ровным счетом ничего.
И молоко, и зерно
И если бы это был единственный случай. Увы, практика показывает, что значительная часть продуктов, попадающих на полки магазинов, как минимум, имеет качественные изъяны, как максимум – является откровенным фальсификатом.
Например, Управлением Россельхознадзора в прошедшем году в ходе мониторинга на наличие признаков фальсификации исследовано 309 проб молочной продукции, из которых по результатам исследований в 81 пробе (26,2 %) выявлены признаки фальсификации, наличие в составе растительных жиров (пресловутого пальмового масла), несоответствие заявленного состава по количеству жира и белка.
А в целом в 2019 году ведомство приостановило оборот более 1 066 тонн продукции животного происхождения, не соответствующей ветеринарно-санитарным требованиям. Есть проблемы и с продукцией растениеводства. Так, в ходе проверок выявлено 99,4 тысячи тонн некачественного зерна.
Опасная крупа
Особое беспокойство вызывают поставки продовольствия для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, образования, социальной сферы. В ходе контроля закупок крупы для государственных нужд в 91 из 117 учреждений выявлены нарушения, причем достаточно серьезные. Так, в ходе совместных с прокуратурой проверок муниципальных детских дошкольных учреждений в Октябрьском районе Красноярска было установлено, что компания «КОНС» поставила в эти учреждения опасную для здоровья крупу «Артек», в которой было значительно превышено допустимое содержание металломагнитной примеси.
Эта примесь включает частицы металла и обладает способностью притягиваться к магниту. При употреблении в пищу крупы с такой примесью у человека может возникнуть ряд тяжелых заболеваний – от развития атрофии и воспаления слизистой оболочки и других слоев стенки желудка до повреждения жизненно важных органов. Особенно опасны частицы с острыми режущими кромками.
В данном случае опасная продукция была вовремя выявлена и изъята. В отношении поставщика и производителя крупы возбуждены административные дела, действие декларации о соответствии несовместимого со здоровьем продукта прекращено.
Но это опять-таки локальная победа. На самом деле в крае проблема поставок некачественного продовольствия в бюджетные учреждения настолько остра, что является объектом пристального внимания губернатора. Есть ряд поручений Александра Усса, изучается положительный опыт других регионов.
Проверка возможна
Во многом причиной потока некачественных и небезопасных продуктов в бюджетной сфере является механизм торгов, когда победителем становится участник, предложивший самую низкую цену. Понятно: чем ниже цена, тем ниже качество.
Однако руководитель Управления Россельхознадзора Александр Агапов не считает, что ситуация с торгами не имеет решения. По его мнению, достаточно указать в аукционной документации об обязательном соответствии закупаемого продовольствия ГОСТу. Понятно, что ГОСТ и пальмовое масло в составе сливочного – вещи несовместные. А после завершения торгов заказчик вполне вправе провести лабораторное исследование и в случае несоответствия не только вернуть поставщику вредный продукт, но и получить с него штраф за нарушение условий контракта.
К сожалению, отметил Александр Агапов, заказчики не очень активно используют такие методы. А зря. Сегодня край имеет современнейшие лаборатории, где можно досконально проверить качество и безопасность продовольствия. Среди исследовательских центров одним из лучших является ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора». Здесь, например, благодаря анализу ДНК могут обнаружить, что производитель докторской колбасы, для того чтобы удешевить производство, использовал куриный фарш, хотя в изделии не должно быть ничего, кроме говядины и свинины.
Или выяснить, что причиной появления в молочной продукции следов антибиотиков являются корма или молоко получено от больных коров, в лечении которых используются антибиотики. Ведь, как известно, плесень – сырье для производства пенициллина.
На помощь приходят ФГИС
Сегодня количество фальсифицированной продукции на рынке, по оценкам специалистов, не менее 10 % от общего объема. Это много. Но есть и «свет в конце тоннеля». Речь идет о внедрении федеральных государственных информационных систем (ФГИС) с говорящими названиями: «Цербер», «Аргус», «Меркурий». В системе «Цербер» регистрируются все производители продовольственных товаров. «Аргус» – федеральная государственная информационная система, которая предназначена для автоматизации процессов оформления и учета фитосанитарных документов. «Меркурий» позволяет выдавать и учитывать электронные ветеринарные сопроводительные документы (ВСД).
Система «Меркурий» позволяет увидеть весь технологический цикл производства и реализации продукции для каждого конкретного предприятия. При этом зачастую выясняются поразительные вещи. Например, что продукции изготовлено больше, чем поступило сырья. Значит, есть какие-то неучтенные каналы поставок дешевого, неустановленного происхождения сырья. А это прямой повод для проверки и блокирования деятельности предприятия.
ФГИС позволяет выявить и «фантомные» фирмы, у которых отсутствуют реальные адреса. Так, в 2019 году заблокирована деятельность шести фантомных площадок. Система позволила выявить 130 фактов оформления ВСД для реализации продукции с истекшими сроками годности.
С помощью «Меркурия» выявлены поставки контрафактной продукции в краевые бюджетные учреждения. ООО «ОРИОН Соки», зарегистрированное в Хакасии, поставляло сливочное масло неизвестного происхождения под торговой маркой «Юговского» молочного комбината. А ИП Вагнер поставил в бюджетные учреждения творог под маркой новосибирского предприятия, которое давно прекратило деятельность.
«Меркурий» помог раскрыть и «сырную аферу» с несколькими участниками. Один из них, ООО «Дельтаторг», неправомерно оформил ВСД на реализацию 4 987 кг сыра другой московской компании – ООО «Миркомгрупп». При этом никаких реальных поставок продукта в системе не прослеживается.
Далее «Миркомгрупп» осуществило поставку сыра на территорию Красноярска в ООО «Красмилк». Все операции по документам были совершены в течение нескольких часов, что практически невозможно с учетом времени, необходимого на транспортировку из Москвы в Красноярск.
Далее уполномоченным лицом в Красноярске оформлены документы для реализации сыра в торговую сеть.
Таким образом, сыр, происхождение которого установить невозможно, при помощи незаконных манипуляций был введен в легальный оборот. Однако благодаря системе «Меркурий» и оперативной реакции Россельхознадзора дальнейшее движение этого продукта было пресечено, а участники авантюры привлечены к ответственности.
– Сегодня ФГИС «Меркурий» активно совершенствуется, – рассказал Александр Агапов. – В перспективе система самостоятельно будет считать баланс каждого предприятия, отслеживать нелогические перемещения и необоснованный ввод продукции в обращение. И в случае какого-либо нарушения блокировать его деятельность. Что станет еще одним серьезным шагом в борьбе с контрафактом и фальсификатом.