С 1 февраля в Красноярском крае начала работать школа операторов беспилотников. Такой проект запустила Красноярская региональная общественная организация ветеранов органов правопорядка и безопасности «Ветераны спецподразделений». Она стала победителем конкурса Фонда президентских грантов.
Новый курс допризывной подготовки
Организация «Ветераны спецподразделений» Красноярского края с 2007 года работает с допризывной молодежью. А с началом спецоперации влилась в проект Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России», в рамках которого на фронт доставляется гуманитарная помощь. Ветераны говорят: лично убедились, как важно на передовой умение управлять беспилотниками, ремонтировать их.
На фронте очень сильно не хватает таких людей, – говорит председатель общественной организации «Ветераны спецподразделений» и член рабочей группы проекта «ИZ Сибири – сынам России» Максим Бабин. – Вузы и ссузы таких специалистов не выпускают. На передовой человек, который управляет квадрокоптером, цель номер один. А мы хотим подготовить ребят, чтобы они умели выживать.
Главная задача проекта – внедрение и апробация нового курса допризывной подготовки по сборке, программированию и пилотированию БПЛА для разных категорий курсантов – как подростков, так и взрослых людей, планирующих пойти на службу по контракту.
Как говорят авторы проекта, специальная военная операция показала необходимость подготовки будущих призывников по современным специальностям, таким как оператор БПЛА. По статистике Минпромторга, к 2030 году Россия будет нуждаться примерно в миллионе специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов. Сейчас их порядка 10 процентов от потребности.
Для подростков и будущих бойцов
Общественники уже подготовили материально-техническую базу для обучения – компьютеры с симулятором полета беспилотника. В рамках курса студенты будут проходить теоретическую подготовку, техническую – учиться разбирать и программировать БПЛА, «летать» на них. Для начала – на симуляторе в специальных очках. А потом уже в поле.
Очень важно научиться удерживать квадрокоптер. Взлететь и пролететь – люди быстро схватывают. Самое сложное – посадить дрон, – поясняет один из членов команды проекта Алексей. – Это очень сложный процесс для новичка. 90 процентов дронов бьются на посадке. А потому нужно научиться очень хорошо летать на симуляторе, прежде чем выйти в поле.
Программа обучения рассчитана на две группы слушателей – 10 подростков пройдут 36-часовой курс подготовки. 100 мужчин, которые намерены посвятить себя воинскому делу и пойти на спецоперацию, проведут за партами 72 часа. Еще тысяча человек посетят ознакомительные пилотные курсы. Как считают организаторы, это может пробудить интерес у молодых людей к делу пилотирования квадрокоптеров, и они начнут развиваться в этом направлении.
Курсы будут проходить не только в Красноярске, но и в Шарыповском муниципальном округе, Сухобузимском районе, – рассказывает партнер «Ветеранов спецподразделений» по проекту «Школа операторов беспилотников», директор ресурсного центра поддержки общественных инициатив и малого бизнеса Светлана Евдокимова. – Мы будем набирать группы в этих территориях и выезжать туда.
Не только оператор, но и техник
Очень важно научить ребят не только управлять дроном, но и обслуживать его, уметь починить. Сборка-разборка квадрокоптера также будет преподаваться на курсах.
В рамках проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» волонтеры самостоятельно собирают квадрокоптеры-камикадзе, которые отправляются на фронт с гуманитарным грузом. Общественники досконально изучили схемы этих летательных машинок, даже разработали собственные модели и технологии, улучшающие их работу.
Знакомить с внутренностями «птичек» студентов будет Алексей. Он и сам бывал в зоне СВО, беседовал с бойцами, которые пользуются его разработками.
– «Школа» – это не только полеты, но еще и техническая часть – разборка и настройка дрона, – рассказывает мастер по изготовлению дронов-камикадзе. – После того как ты все спаял, подключаешь «птичку» к компьютеру и настраиваешь ее. На фронте лучше владеть и операторскими, и техническими навыками. Бывают случаи, когда ты вечером дрон подготовил, утром выходишь на позицию – и что-то не работает. Нужно быстро найти причину. Для оператора очень важны технические знания. Чем лучше они у тебя, тем быстрее ты сможешь устранить проблему.
Полезные навыки
Сейчас в школе операторов БПЛА идет набор студентов. Организаторы проекта говорят: еще до его старта выстроилась очередь из желающих учиться. В основном это ребята из военно-патриотических центров разных территорий края. Они наиболее мотивированы получать навыки, которые пригодятся в боевых условиях. Впрочем, не закрыты двери школы и для остальных жителей Красноярского края. Главное – иметь крепкий вестибулярный аппарат.
Есть люди, которые не могут управлять беспилотником из-за слабого вестибулярного аппарата. Из 10 человек только четверо способны стать операторами БПЛА, – поясняет Максим Бабин. – Устроим для желающих небольшой конкурс, чтобы в школу попали только способные хорошо себя чувствовать в виртуальной реальности и мотивированные ребята.
Специалисты говорят: все зависит от индивидуальных особенностей организма. Ведь оператору БПЛА приходится жить в 3D-пространстве.
Так как ты летаешь в акробатическом режиме, важно уметь хорошо управлять «птичкой», – считает Алексей. – Тогда больше квадрокоптеров останутся живыми. Гироскоп хоть и управляет, но не удерживает дрон по осям. Ты можешь совершать перевороты, бочки, флипы, и человек с непривычным мозжечком теряется в пространстве. Ведь мы не привыкли жить в 3D-пространстве. Мозгу тяжело адаптироваться.
Организаторы школы знают: чем моложе человек, тем быстрее схватывает операторскую науку. Подростки привыкли к компьютерным играм и джойстикам. Потому проект и делает ставку на молодежь.
Куда обращаться. Записаться в школу операторов беспилотников можно у организаторов проекта по телефону 8 902 990-09-10, Максим Бабин.