Великий путешественник Витус Беринг – датчанин на русской службе – организовал на Тихоокеанское побережье Российской империи две экспедиции. Во время второй из них, 290 лет назад, он на несколько месяцев задержался в Красноярске.
Первая Камчатская экспедиция (1725–1731 гг.), в которую Беринга направил еще Петр I, должна была выяснить, соединяется ли Азия с Америкой перешейком или их разделяет океан. Во время пятилетнего похода Беринг открыл остров Св. Лаврентия и пролив, которому позже дали его имя, вышел в Чукотское море.
В 1733 году Беринг возглавил Вторую Камчатскую, или, как назвали ее позже, Великую Северную экспедицию. В нее вошли несколько исследовательских отрядов, работавших в разных направлениях, со множеством важнейших задач – от изучения флоры и фауны, климата, истории, традиций и образа жизни местных народов, наличия полезных ископаемых и создания более подробных описаний территорий до уточнения и нанесения на карту границы Российской империи от Белого моря до Японского.
Кроме того, Витусу Берингу предстояло по пути на Камчатку создать основу для прокладки тракта через всю страну и организовать по нему почтовую связь.
Идея масштабной экспедиции принадлежала самому мореплавателю. Еще в 1730 году, вернувшись с Камчатки, увлеченный исследователь представил в большом докладе Адмиралтейств-коллегии свои предложения по экономическому развитию и освоению Дальнего Востока, обосновав их: «Ежели б от Якутска до Охотска поведено пригнать молодой скотины коров и свиней, и от Охотска перевезти чрез моря на Камчатку или сухим путем через Колыму, и при всяком остроге определить по одной или по две семьи людей из якутов, <…> то б можно там и землю пахать и всякий хлеб сеять».
Великая Северная экспедиция началась в апреле 1733-го и прибыла из Тобольска в Красноярск к концу года. Здесь отряду предстояло закупить судовые припасы, материалы для постройки кораблей, набрать людей. И все это в больших количествах и в очень сжатые сроки – к окончанию весенней распутицы.
Как пишет красноярский историк Геннадий Быконя, в присланных красноярскому воеводе Семену Баклановскому, бургомистру Ивану Корнилову и казачьему голове Леонтию Тараканову обращениях путешественник требовал: «Организовать закупку в неограниченном количестве хлеба, овсяной крупы, сливочного масла, пеньки и холста; отправить летом 1734 года 1,5–2 тысячи четвертей (четверть равна 8 пудам, или 131 кг. – НКК) затаренной в рогожные кули ржаной муки к устью Илима, а также в Мангазею* и Енисейск; построить для сплава хлеба нужное число дощаников с судовыми командами из красноярских казаков; отрядить нужное число казаков для промера верст, установки столбов и строительства зимовьев и перевозов по намеченной трассе Московско-Сибирского тракта в пределах Красноярского уезда».
* Мангазея – в данном документе имеется в виду город Новая Мангазея, основанный в 1672 г. на берегу реки Турухан в 6 км от ее впадения в Енисей, в 1 474 км к северу от Красноярска. Сейчас на этом месте стоит село Старотуруханск.
В итоге на экспедицию работало чуть ли не все население Красноярского уезда. В помощь Берингу власти выделили боярских сыновей Петра Кафтырева и Федора Нашивошникова, пятидесятника Терскова, конных казаков Иконникова и Саломатова и еще нескольких человек от посадских. Они закупали рожь (пшеницу в наших краях почти не сеяли) и масло.
Зерно мололи не только казенные Торгашинская и Тельская мельницы, но и частники. Состоятельные жители уезда брались вовремя поставить «на своих судах и своими работными людьми» определенные объемы хлеба в Мангазею или Енисейск.
Дело это – обеспечение экспедиции провиантом и всем необходимым скарбом – было наиважнейшим. Ведь в малонаселенных территориях, по которым проходили отряды Великой Северной экспедиции дальше, не было возможности что-либо докупить.
Неожиданно для путешественников серьезные трудности вызвала покупка необходимых для морского похода пеньки и холста. Жителям Красноярского уезда было выгоднее использовать хлопчатобумажные и шелковые ткани, приобретенные у китайцев, чем самим выращивать лен и ткать из него полотно.
Конопли тоже сеяли немного – пенька в Сибири не пользовалась большим спросом. Так что даже и мешков, чтобы упаковать всю приготовленную муку, попросту не хватало.
Конечно же, задержали Беринга в Красноярске и работы по организации регулярной почтовой связи. Как человек, уже хорошо знающий дорогу на восток, он сам определял места, где лучше всего ставить станции, вместе с чиновниками решал, какими льготами привлечь на незаселенные участки работников.
Помогали Берингу формировать основу тракта лейтенант Плаутин и геодезист Баскаков. Они также участвовали в первой экспедиции и хорошо знали путь с запада империи на восток.
Почтовые станции строили через каждые 50–80 верст. Здесь можно было поменять лошадей, переночевать, получить горячий обед или ужин, закупить необходимое в дорогу. Строили зимовья, закладывали «кормовщину» для лошадей.
К лету 1734 года в наименее обжитых местах и у переправ намеченные станции были построены.
– Таким образом, Витус Беринг является крестным отцом среднесибирской части Московского тракта, который сильно повлиял на дальнейшую жизнь города, оказавшегося в центре этой важнейшей сухопутной транспортной артерии Сибири, – сообщает Геннадий Быконя.
Из Красноярска отряд Беринга отбыл в середине июня.
Участники Великой Северной экспедиции (1733–1743) исследовали северное побережье Евразии, Сибирь, Камчатку, прилегающую к ним часть Тихого океана, берега Америки. Сделали множество научных открытий в различных областях, в том числе этнографических по изучению местных народов. Основали город Петропавловск (с 1924 года – Петропавловск-Камчатский).
При этом впечатляющие результаты Великой Северной экспедиции Беринга достигнуты во многом благодаря колоссальной помощи жителей Сибири, в том числе Красноярского края.
Витус Беринг – капитан-командор российского флота, путешественник, исследователь Камчатки, Тихоокеанского побережья России и западных берегов Северной Америки.
Родился в 1681 г. в датском городе Хорсенс. В 1704 г. поступил на военную службу Петра I. Принимал участие в его Азовском походе и сражениях на Балтике. В 1725 г. возглавил Первую Камчатскую экспедицию для определения восточных границ империи, а в 1733 г. – Великую Северную экспедицию. Умер в 1741 г. на одном из открытых им Командорских островов, названных так позже в его честь.
Литература и источники
Быконя Г. Ф. Витус Беринг на берегах Енисея // История Приенисейского края. XVII век – первая половина XVIII века. – Красноярск, 1987.
Говоров К. Путь Беринга // Красноярский рабочий, 18.12.1981.
Маркин В. Открытия Витуса Беринга // Ангарская правда (с. Богучаны Красноярского края), 14.09.1974